Вопрос о типах уроков истории

Вопрос о типах уроков истории

Практически исходным моментом в подготовке учителя истории к уроку является содержание очередной темы. Свою подготовку учитель начинает с продумывания и планирования темы.

Идейное содержание темы и ее логическая структура раскрываются на ряде уроков. Даже если тема содержит почти исключительно повествовательный материал, поток исторических событий, этот материал не рубится механически на равные отрезки-уроки. Он структурно оформляется: содержанием каждого очередного урока охватывается определенное звено этого материала.

Представим себе, что в курсе новой истории в 8 классе мы подошли к изучению темы «Реформация в Европе». Правильно ли будет провести все уроки этой темы путем «изложения» содержания соответствующих параграфов учебника? Думается, что такой способ работы по этой важнейшей в курсе 8 класса теме не способствовал бы наилучшему решению ее идейно-образовательных и воспитательных задач. Проведение каждого урока этой темы как уроков «сообщения нового материала» или как «уроков, содержащих все звенья процесса обучения» с обязательным опросом, вводной беседой, рассказом учителя, с традиционным закреплением в конце урока, было бы в данном случае примером формализма и шаблона в преподавании истории.

Планируя эту тему, учитель прежде всего учтет сложность ее содержания и ее особое значение в формировании мировоззрения учащихся. Этот урок призван подготовить учащихся к более глубокому восприятию и усвоению содержания всей темы.

Этот первый урок темы можно провести как урок изложения нового материала, раскрыв его идейное содержание в рассказе и объяснениях учителя. Такой вариант не будет грубой ошибкой, но не будет и правильным решением вопроса. Ведь материал данного урока не повестовательный, новых исторических фактов здесь, строго говоря, нет. Задача урока не изучение новых событий, а установление новых точек зрения на уже известные факты, развитие новых мыслей на основе изученного материала. Обеспечим ли мы глубокое и сознательное усвоение идейного содержания урока, вызовем ли наибольшую активность мышления учащихся, если сами в готовом виде изложим эти новые для них идеи и выводы?

Конечно, они многое усвоят из наших объяснений, но смысл данного урока не просто в усвоении учебника, а в формировании взглядов, убеждений, мировоззрения учащихся. Не правильнее ли, исходя из идейного содержания данного урока, провести его как урок анализа уже известного учащимся материала, с тем чтобы в ходе беседы подвести их к выводам и обобщениям, необходимым для сознательного усвоения всей темы? Эти выводы, сделанные самими учащимися под руководством учителя, прочнее войдут в сознание, станут существенным моментом в умственном развитии школьника. В системе нашей работы такой урок является вводным к теме.

Разве такой урок можно отнести к обычным урокам «изложения материала»? Конечно, нет: учитель не ведет здесь связного рассказа о событиях, не занимается закреплением имен и дат, не требует от учащихся рассказа «о пройденном вчера». И структура и методика его своеобразны. Это урок особого типа: здесь путем разбора и широкого обобщения осуществляется осмысливание знакомых фактов.

Как видим, способ распределения материала темы определяется прежде всего его конкретным содержанием. Каждый из уроков в теме отличается не только количеством материала, но, что важнее, качественно, своим определенным местом в раскрытии содержания темы, своим местом в конкретном процессе изучения материала темы. В этих различных уроках темы и находят конкретную реализацию различные звенья процесса усвоения: на вводном уроке реализуется подготовка к восприятию новой темы, на уроке сообщения — восприятие учащимися нового исторического материала, на уроке разбора — его осмысливание, на повторительном уроке — его закрепление.

Но принцип многообразия уроков истории выражается также и в том, что уроки одного и того же типа различаются в зависимости от ведущего метода. Так, например, вводный

урок может быть проведен в форме вводной беседы, в форме вводной лекции школьного типа, в форме сочетания рассказа учителя с беседой, наконец, в форме вводной экскурсии.

Уроки изложения нового материала разнообразны также в отношении методики: урок рассказа, киноурок, урок в форме школьной лекции.

Таким образом, в практике работы учителя находит место творческое многообразие форм работы, практически неисчерпаемое.

Для начального этапа обучения истории (5-6 классы) типичен урок, содержащий все звенья процесса обучения (усвоения). В 5-6 классах недопустимо проводить уроки истории целиком в форме изложения нового материала, или целиком в форме разбора документа, или целиком посвятив его устному опросу. Дело не только в быстрой утомляемости и сравнительно слабой устойчивости внимания детей. Главное в том, что школьники этого возраста обладают еще очень небольшим запасом исторических представлений и крайне слабым умением разбираться в историческом материале, даже в таком, как элементарный текст учебной книги по истории. Именно эти обстоятельства и требуют от учителя применения особых способов работы, обеспечивающих в совокупности правильное восприятие, осмысливание и прочное закрепление исторического материала на самом уроке. С другой стороны, несложность образовательных задач, элементарность и небольшой объем исторического материала, изучаемого на уроках истории в этих классах, позволяют в рамках одного урока провести все виды работ, необходимые для усвоения.

Примером может служить урок в 5 классе на тему «Первобытное стадо собирателей и охотников». Подготовкой к восприятию нового материала о самой ранней эпохе в истории первобытного общества может служить ознакомление учащихся с природной обстановкой, в которой жили древнейшие люди. Н. В. Сперанская рекомендует использовать для этой цели картину по географии «Уссурийский лес». Знакомство с внешним обликом и образом жизни древнейших людей учитель осуществляет методом беседы по цветной иллюстрации в учебнике («Первобытное стадо людей»). Осмысливание особенностей первобытных людей достигается путем сравнения с современным человеком. После этого — чтение первого пункта параграфа («Древнейшие люди»). Работа по тексту проходит методом объяснительного чтения, вначале по абзацам, даже по фразам. При этом учитель обращает внимание на технику чтения, проверяет понимание школьниками читаемого, объясняет или выясняет путем беседы содержание тех элементов текста, которые не получили освещения в ходе беседы по иллюстрации.