Ведущая идея урока

Ведущая идея урока

Рубрика: по истории
Метки:

На материале Франции мы еще не можем показать закономерность образования централизованного государства на определенном этапе развития феодального общества. Но содержание данного урока позволяет подвести учащихся к выводу о прогрессивности образования централизованного государства и усиления королевской власти сравнительно с феодальной раздробленностью не только с точки зрения экономического развития страны.

С указанными познавательными задачами урока неразрывно связаны и идейно-воспитательные. На материале урока мы воспитываем учащихся в духе уважения к трудовому народу Франции, формируем определенное отношение к феодальному государству. Только определив образовательно-воспитательные задачи урока, учитель сможет целенаправленно отобрать конкретный материал и дать ему правильное освещение. Так, идею прогрессивности образования централизованного государства и сильной центральной королевской власти он раскроет в зримых, убедительных образах, персонифицировав борющиеся общественные силы путем противопоставления двух исторических фигур — Людовика 11 и герцога Карла Бургундского. В личности Людовика 11 воплощены отвратительные черты: лживость, жестокость, вероломство. Но в развернувшейся борьбе он представитель «порядка в беспорядке» (Энгельс), носитель прогрессивного начала, глава объединяющейся Франции. Карл Бургундский носит благородное прозвище Смелого. Он в самом деле смел, решителен, прямодушен, верен слову, предпочитает открытую битву закулисным интригам. Но он вождь тех, кто стремится раздробить Францию на независимые области, вернуть ее назад, к временам феодальной раздробленности. Победа Карла отдала бы ослабленную Францию на разграбление и порабощение соседними государствами.

Задачи урока определяют методы и приемы его проведения: яркая характеристика борющихся персонажей и рассказ об их борьбе с привлечением художественных образов романа В. Скотта «Квентин Дорвард» (описание королевского замка, образы Людовика XI и Карла Смелого), с использованием иллюстрации в учебнике (школьники отметят выражение злорадства, хитрости, ума на лице короля), беседа, раскрывающая понятие централизованного государства, и сообщение учителя об орудиях и органах этого государства и т.д.

Идейным содержанием и образовательно-воспитательными задачами урока определяются не только методы работы учителя, но и методы самостоятельной работы учащихся: они должны под руководством учителя работать по карте, рассмотреть иллюстрацию, они сами должны сделать вывод о прогрессивности образования централизованного государства. (Кто же был прав в этой борьбе — коварный Людовик XI или Карл Смелый? Что могло случиться с Францией, если бы победили знатные феодалы во главе с Карлом Смелым? Что показала Столетняя война французскому народу? Почему народ хотел объединения Франции? И т.д.)

Таким образом, при внимательном анализе программного материала темы учитель наметит вполне конкретные образовательные и воспитательные задачи каждого урока.

На конкретном материале истории русских княжеств XII—XIII вв. учитель разрешит ряд идейно-образовательных задач, глубже раскрыв социально-экономические причины раздробления Руси, представив учащимся этот закономерный процесс обособления княжеств не как движение назад (было единое государство, стало раздробленным), а как дальнейший шаг в развитии страны, характеризующийся укреплением местных княжеств, ростом местных городских центров (сравним две карты в атласе: карту Киевской Руси до 1054 г. и карту русских княжеств до похода Батыя — как выросло число городов!), дальнейшим развитием феодального строя. Учитель покажет высокий уровень городской жизни, ремесла и культуры Руси (Галич, Холм, Новгород, Владимир) накануне монгольского нашествия.

Ведущей идеей этих уроков является ценнейшая в воспитательном отношении идея единства Русской земли. Учащиеся убедятся, что в период феодального раздробления эта идея продолжала жить и в сознании народных масс, и в политической лирике «Слова», и в местных летописях, и в изобразительном искусстве, и в княжеских съездах, и в объединительных попытках Андрея Боголюбского.

Идея урока должна быть доступно и наглядно раскрыта для учащихся на конкретных, убедительных фактах. Их отбор, расположение, методика преподнесения должны служить раскрытию идейного содержания урока, решению его образовательных и воспитательных задач.

Например, основные задачи темы «Отечественная война 1812 г.» заключаются в том, чтобы показать героическое сопротивление русского народа и его армии как основную причину разгрома Наполеона в его захватнической войне и раскрыть превосходство полководческого искусства М. И. Кутузова.

Реализация этих задач на уроке требует определенного отбора и расположения материала, применения соответствующих методических приемов. Соответственно идейному замыслу этих уроков учитель отберет материал, убедительно раскрывающий значение Бородинского боя, использует выразительные цифровые данные о потерях русских и французов, приведет один-два эпизода героической борьбы русских на Бородинском поле.

Для раскрытия идейного содержания урока учитель использует и соответствующие методические средства: схематический план Бородинского боя поможет ему раскрыть полководческий замысел Кутузова и ошибки Наполеона.

Ярким, увлекательным рассказом учитель запечатлеет в сознании учащихся героизм и мужество русского народа.

Объяснение смысла и значения тарутинского маневра потребует работы на карте и мелового чертежа на классной доске. Подготовленный Кутузовым план разгрома Наполеона может быть убедительно раскрыт путем использования исторического документа: приказов, донесений, писем Кутузова *.

Но как научиться выявлять основную идею урока и намечать его образовательные и воспитательные задачи? Неправильно было бы думать, что это умение вырабатывается лишь в результате долголетнего опыта. Каждый начинающий учитель истории может овладеть этим умением при условии систематической и вдумчивой подготовки к урокам.

Ведущая идея урока, его образовательные и воспитательные задачи определяются каждый раз вполне конкретно, исходя из программного материала. Методика не может предусмотреть всего разнообразия уроков и дать готовый рецепт для каждого из них. Она дает лишь общие указания, руководствуясь которыми учитель сможет самостоятельно подойти к правильному раскрытию идейного замысла и задач урока.

Прежде всего, необходимо не только подготовить изложение факта, но продумать его образовательное и воспитательное значение для учащихся. Путем анализа важнейших фактов (этот анализ учитель найдет в научной литературе) необходимо раскрыть сущность исторических явлений, их закономерность, их историческое значение. Основное идейное содержание урока, его образовательные и воспитательные задачи могут быть правильно намечены лишь путем раскрытия сущности, закономерности, причин, результатов, значения, оценки исторических явлений, изучаемых на уроке.

Так, идейное содержание и задачи темы «Восточная Европа в XII и в начале XIII века» заключаются в раскрытии закономерности и прогрессивности обособления русских княжеств и укрепления местных городских центров, а урок о монгольском нашествии призван показать главное — причины поражения Руси в борьбе с завоевателями, героическое сопротивление русского народа и его значение для исторических судеб европейской цивилизации.

Идейные задачи урока могут быть раскрыты и путем связи излагаемого материала с современностью, разумеется, в тех случаях, когда эта связь определяется содержанием материала.

В объяснительной записке к программе учитель найдет указания о руководящих идеях важнейших тем, об идейно-воспитательных задачах, которые он разрешает на материале курса. Существенную помощь в определении учебно-образовательных и воспитательных задач урока окажут методические пособия, специальная методическая литература. Вдумчивое изучение и анализ текста учебника помогут учителю правильно наметить идейное содержание урока и его воспитательные задачи.