Уроки истории в старших классах: меловой рисунок

Уроки истории в старших классах: меловой рисунок

В старших классах, где уроки истории предельно насыщены фактическим и идейно-политическим содержанием, где дорога каждая минута времени, на помощь приходит простая и лаконичная меловая схема, функция которой помочь раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала, наконец, предельно наглядному и экономному объяснению.

Примером может служить карта-схема, раскрывающая суть плана Шлиффена: границы Германии, Бельгии, Швейцарии, Париж, Варшава, две стрелы — первая через Бельгию на Париж (удар № 1), вторая — на Россию (удар № 2). Меловая схема на доске помогает объяснить такие сложные вопросы, как столыпинская аграрная реформа, образование треста, система участия банков-монополистов в акционерном капитале трестов и образование финансового капитала.

Итак, педагогический чертеж на доске имеет определенную сферу применения, полностью оправдан и незаменим в тех случаях, когда необходимо показать динамику исторического явления, вычленить элементы наглядного изображения, объяснить сущность и закономерность сложного исторического явления.

Нам осталось выяснить, каковы функции и сфера применения мелового рисунка в точном смысле слова, т.е. эскизного изображения предметов, людей, исторического пейзажа и т.д. Это тем более необходимо, что в методической литературе имели место рекомендации более широкого применения мелового рисунка, чем это оправдано педагогической целесообразностью.

«Рисование на доске более настоятельно необходимо в младших классах, когда учащихся приходится знакомить с формой, с контуром тех или других предметов», — утверждал Д.Н. Никифоров. Но ведь с формой и контуром изучаемых предметов мы имеем возможность знакомить учащихся V—VI классов по иллюстрациям в учебнике или в иллюстрированном альбоме, по хорошо выполненным самодельным изображениям — рисункам на больших листах ватмана, по самодельным диапозитивам. Недостающие изображения могут быть с гораздо большим успехом созданы различными способами, куда более совершенными, чем эскизное рисование на доске.

И все же меловые рисунки-изображения находят довольно широкое применение именно в V—VI классах. В каких случаях они действительно имеют познавательную ценность?

Опыт показывает, что меловые зарисовки на доске в обучении истории в V—VI классах педагогически оправданы при том условии, если эти рисунки становятся объектом активной деятельности учащихся, как это имеет место в приведенном выше примере работы с изображениями предметов вооружения древних греков, в частности, если учащиеся воспроизводят их в своих тетрадях. Сам процесс изображения детьми орудий каменного века, мотыги, античной амфоры и т.п. представляет собой один из важнейших моментов активного овладения предметом познания. Меловой рисунок в этих случаях предполагает ведение учащимися тетрадей по истории.

Схема мелом на доске

Наконец, в ряде случаев педагогический рисунок оправдан независимо от его воспроизведения учащимися: когда он помогает объяснить тот или иной предмет, например объяснить различие между пушкой и мортирой, между нижнебойным и верхнебойным колесом, объяснить устройство и действие тарана и т.п.

Меловой рисунок и чертеж на доске часто сочетаются с аппликациями. Готовые аппликации дают возможность экономить время. Воспроизведение на доске соответствующего чертежа или рисунка осуществляется при этом очень быстро. Удачные цветные аппликации дают возможность предельно просто и убедительно объяснить учащимся V и VI классов два таких сложных вопроса, как происхождение Афинского государства и возникновение средневекового города.

При помощи цветных мелков и цветных аппликаций на доске возникает панорама местности, в центре которой высится замок, у его стен — деревушка, в стороне, у пересечения дорог — кузница, вокруг которой постепенно возникают мастерские ремесленников, лавки купцов — вырастает город.

Для эскизной схемы можно использовать одноцветные аппликации-силуэты. Так, при помощи шести одноцветных силуэтов средневекового города (с готическими шпилями соборов и крутыми скатами городских кровель) можно наглядно и быстро показать на доске, где, в каких пунктах возникали средневековые города; рядом с силуэтами замка, монастыря, у пересечения двух сухопутных дорог (линии желтым мелком) и при впадении одной реки в другую (две волнистые линии), у бродов и мостов, рядом с силуэтом развалин древнеримской крепости.

Неоднократная проверка путем проведения короткого письменного опроса показала, что в классах, где применялась эта схема с аппликациями, соответствующий материал усваивался вдвое лучше, чем в классах, где он излагался без применения наглядности.

Схемы с аппликациями могут быть использованы при объяснении сложных вопросов экономики: сущность нэпа и развитие товарооборота между социалистической промышленностью и крестьянскими хозяйствами при нэпе, коллективизация сельского хозяйства и др.

Цветной рисунок мелом на доске

Нередко высказывается мнение, что применение педагогического рисунка на классной доске требует особых способностей или длительного обучения. Между тем рисовать на классной доске может каждый учитель. Ведь речь идет об эскизном рисовании простейших схем, диаграмм, схематических планов, основным элементом которых является прямая линия.

Разумеется, искусство педагогического рисунка на классной доске имеет свою технику. Но техника эта проста, и освоить ее может каждый путем несложных самостоятельных упражнений. При этом нужно иметь в виду, что, чем смелее и увереннее вы будете действовать мелом, тем скорее освоите это нехитрое искусство.

Необходимо чаще упражняться в рисовании на классной доске. Правильный совет давал учителю энтузиаст педагогического рисования В.С. Мурзаев: «Почаще стирай доску, т.е, больше учись, больше упражняйся — в этом все дело».

Несколько слов о технических средствах. Они просты: белый мел на черном фоне доски, иногда аппликация. Лучше использовать аппликации — силуэты из ярко-желтой, оранжевой или белой бумаги. Все эти цвета особенно выразительны на черной доске и обеспечивают большую четкость восприятия и прочность запоминания. Аппликации по заданному образцу могут сделать сами школьники, умеющие рисовать.

Целесообразно пользоваться цветными мелками. Учитель сам легко заготовит мелки любых цветов: разрезав кусочек обыкновенного мела вдоль на две пластинки, опустить их на несколько часов в цветную тушь или краску, а затем высушить. На доске хорошо видны голубой, желтый, оранжевый, зеленый мелки, хуже — красный и фиолетовый. Стирать мел с доски следует сухой тряпкой. Вот и вся «техника».