Урок — звено школьного курса

Урок — звено школьного курса

Рубрика: по истории
Метки:

Было бы ошибкой рассматривать урок лишь как очередную порцию программного материала, а прохождение школьного курса истории — как чисто количественное накопление материала.

При таком подходе к уроку учитель упустил бы из виду те широкие образовательные и воспитательные задачи, которые могут быть разрешены в процессе длительной учебно-воспитательной работы по предмету. Планируя очередной урок, необходимо продумать, в какой мере, на каком материале и какую сторону поставленной задачи мы разрешим на данном уроке, какие обобщения сделаем, какие понятия уточним, какие новые идеи сообщим, каким приемам работы будем учить, какие знания углубим.

Вот почему так важно преподавателю разрабатывать курс большими кусками, планировать работу далеко вперед, иметь перспективу в работе. Только тогда он сможет правильно определить место данного урока в курсе, его образовательные и воспитательные задачи.

На первых порах необходимо научиться устанавливать связь текущего урока с содержанием непосредственно предшествовавших ему и последующих уроков.

Так, труднейший материал урока в 5 классе на тему «Зарождение классов в Греции в X в. до н. э.» будет значительно легче усвоен учащимися, если на предшествующих уроках о мифах и о поэмах Гомера будут под руководством учителя достаточно четко выделены, подчеркнуты и закреплены важнейшие моменты, отражающие общественные отношения эпохи. Вести эти уроки следует так, чтобы вопросы и задания к следующему параграфу не были неожиданностью для школьников.

Точно так же в курсе 7 класса материал урока об экономическом развитии России в XVII в. и об усилении крепостного гнета подается таким образом, чтобы он мог быть использован на ближайших уроках для раскрытия феодально-крепостнической сущности самодержавного государства и его органов, а также для понимания причин и объективных целей крестьянской войны 1670—1671 гг.

Идейное содержание, образовательные и воспитательные задачи каждого очередного урока могут быть правильно раскрыты лишь в связи с идейным содержанием, образовательными и воспитательными задачами темы, звеном которой он является. При этом особое значение имеет содержание заключительного, или обобщающего, урока по теме. Те выводы и обобщения, которые будут сделаны на заключительном уроке, должны быть подготовлены соответствующим материалом и соответствующей работой с учащимися (анализом материала и пр.) на очередных уроках темы. Только в этом случае каждая идея заключительного урока будет для них обобщением конкретного материала пройденной темы.

Так, в 6 классе на заключительном уроке — «Что такое капиталистические отношения» — подводится итог и обобщается материал глав XIII и XIV из истории Англии и Франции XVI—XVII вв. Содержание и задачи этого заключительного урока учитель будет иметь в перспективе при изучении вопросов о возникновении капиталистических мануфактур в Англии, о буржуазии и наемных рабочих, об огораживаниях, о морской торговле и первых английских колониях, о способах обогащения французской буржуазии, о превращении цеховых подмастерьев в наемных рабочих и т.д. На анализе и обобщении этого материала и построено содержание итогового урока.

В дальнейшем, при подготовке очередного урока, учитель научится в самом его материале выявлять так называемые «сквозные», или «продольные», проблемы, пронизывающие не одну только тему, но ряд тем или даже большие разделы курса. Это обеспечит такой способ преподавания, который будет учить школьника не только усвоению текущего фактического материала, но и пониманию общих закономерностей исторического процесса.

Одной из таких «сквозных» проблем в курсе 5 класса является проблема религии — вопросы о ее происхождении, связи религиозных верований с материальным производством и общественным строем, роли религии в классовом обществе. Изучая, например, религиозные верования древних египтян, мы опираемся на знания учащихся о возникновении религии у первобытных людей. В свою очередь, образовательно-воспитательные задачи, поставленные на материале о религии древних египтян, мы продолжаем разрешать глубже и серьезнее в последующих разделах — на уроках «Религия древних греков», «Возникновение христианства»,— в частности, мы устанавливаем связь мифа о воскресении Христа с более древними мифами о воскресшем боге Осирисе.

Узловой темой всего курса истории средних веков в 6 классе является исходная большая тема «Установление феодального строя в Западной Европе», в которой раскрывается система основных представлений и понятий о феодализме. На материал этой темы опирается вся дальнейшая работа с учащимися в 6 классе и в значительной части курса 7 класса.

Кроме того, одной из ведущих проблем курса истории средних веков является проблема феодального государства. Она раскрывается на первых уроках («Возникновение государства у франков»), на материале феодальной раздробленности и феодальной лестницы. Далее, на истории Англии и Франции XI—XV вв. раскрывается закономерность и историческое значение образования централизованных феодальных государств на определенном этапе развития феодального строя. Понятие о феодальном централизованном государстве углубляется на примере неограниченной монархии во Франции. Дальнейшее развитие эта «сквозная» проблема получает в курсе истории России в 7 классе.

Следует, далее, иметь в виду, что в курсе истории имеются не только итоговые, обобщающие уроки по теме, но и целые темы, являющиеся итоговым обобщением больших частей курса. В 9 классе такой обобщающей темой является тема «Империализм». Подготовку к ней учитель ведет на материале почти всего курса новой истории в 9 классе, постепенно раскрывая признаки и закономерности империализма как последней стадии капитализма. На первом уроке по теме «Германия в конце XIX в.» он показывает возникновение монополистических объединений, раскрывает их основную цель, основные источники прибылей; на примере строительства железной дороги Берлин — Багдад учитель даст конкретное представление и первоначальное понятие о вывозе капитала.

На материале экономического развития Англии он знакомит учащихся с новой ролью банков, с вывозом капитала в виде средств производства. На примере Франции учащиеся знакомятся с вывозом капитала в виде займов и с эксплуатацией европейскими рантье отсталых стран и полуколоний путем налогового пресса и выплаты процентов по займам.

В теме «США в начале XX века» учащиеся получают представление об акционерных обществах и финансовом капитале. На уроках о международных отношениях они убедятся в том, что к началу XX в. закончился раздел мира.

Эти заключительные темы в известном смысле являются для учителя исходными: весь предыдущий курс он строит так, чтобы подвести учащихся к выводам и теоретическим положениям, составляющим содержание этих тем.

Сделаем выводы: при подготовке к уроку учитель не может ограничиться анализом непосредственного содержания данного параграфа учебника. Правильное освещение учебного материала урока и раскрытие его идейно-воспитательного значения в общей системе работы с учащимися могут быть обеспечены лишь более широким подходом к текущему учебному материалу с точки зрения общих закономерностей исторического процесса, во-первых, и с точки зрения общих идейно-образовательных и воспитательных задач курса, во-вторых.

Обучение, правильно организованное, требует чередования и усложнения не только материала, но и приемов работы. Задачи и характер урока, построенного как продуманное звено в общей системе работы, крайне многообразны. Структура и методика урока истории определяются его местом в теме и своеобразием его типа. Перейдем к рассмотрению общих вопросов методики урока истории.