Учебные телепередачи

Учебные телепередачи

Рубрика: по истории
Метки: |
Эффективность в должной мере не исследована, а методика использования телевидения в преподавании истории далеко не разработана. Тем не менее «голубой экран» с каждым годом занимает все более заметное место в учебном процессе не только в городских, но и в сельских школах.

В настоящее время существуют два способа организации телепередач по истории и обществоведению. Во-первых, передачи во внеучебное время, рассчитанные на прием их школьниками по домашним телевизорам. Руководствуясь печатной информацией, учитель заранее сообщает задание. Иногда после просмотра по материалу передачи проводится беседа на уроке, выявляются узловые моменты содержания и степень их понимания учащимися. При изучении соответствующего программного материала учитель опирается на знания тех учащихся, которым удалось увидеть телепередачу, привлекает их и в ходе беседы.

Чем больше учащихся в классе смогли просмотреть тематическую телепередачу, тем содержательнее и активнее проходит повторительно-обобщающий урок по теме.

Второй способ — «прямое телевизионное обучение» — специальные учебные телепередачи в утренние часы для приема их в классе, на уроке истории. В этом случае расписание уроков в школе составляется с учетом дней и часов, закрепленных за учебными телепередачами по предмету в полугодовом плане.

Для приема учебных телепередач в школе оборудуется особый класс со шторами на окнах, двумя телевизорами и двумя видами электроосвещения — обычным для текущих занятий и более слабым, рассеянным светом, дающим возможность вести записи во время телесеанса.

Практикуется два вида учебных телепередач на урок:

  • телевставки продолжительностью 15 минут (но не более 20—25), включаемые, подобно кинофрагментам, в ход урока наряду с использованием других средств и методов обучения;
  • тематическая телепередача продолжительностью 30—40 минут, превращающая урок сообщения или повторения материала в телеурок.
  • И телевставка, и телеурок в отношении методического профиля могут представлять собой лекцию, рассказ или беседу (с показом наглядного материала, недоступного в обычных условиях школьной работы, кинокадров, натурных съемок, документов, фотоснимков и т.п.), встречу с замечательными людьми или телеэкскурсию по залам музея, заводским цехам, совхозам, фермам, по маршруту научных экспедиций, с памятных мест, археологических раскопок. В качестве ведущих телепередачу выступают крупные ученые и писатели, опытные учителя, известные артисты, свидетели и участники исторических событий. Привлечение видных специалистов обеспечивает более актуальное освещение материала, более современную научную трактовку вопросов.

    Телевизор на уроке истории

    Таким образом, телеэкран необычайно расширяет возможности наглядного обучения истории, как бы выводя его за рамки класса, возможности общения школьника с людьми, у которых есть чему поучиться. Крупный специалист лишь изредка может прочитать лекцию на уроке в школе. Телевидение дает возможность провести такую встречу разом с тысячами школьников. Причем в отличие от лекции диктора в кинофильме, восприятие которой не связывается в сознании учащихся с конкретной личностью и потому воспринимаемой абстрактно, лекция или беседа по телевизору, где зрители видят собеседника, создает настолько прочную иллюзию личного контакта, что школьники, случается, отвечают вслух на вопросы, поставленные лектором или другим ведущим, воспринимая его как учителя, проводящего урок. Меняется отношение школьника к сообщаемому материалу, если этот материал воспринимается из уст ученого или участника событий, который смотрит с экрана.

    Далеко не просто провести экскурсию городских школьников даже в пригородный музей или привезти учащихся из отдаленной сельской местности в государственный музей. Телевидение дает такую возможность. Но в отличие от учебных кинофильмов по культурно-исторической тематике, о серьезных недостатках которых сказано выше, телепередача делает зрителей как бы участниками экскурсии; нередко ведущий передачу действительно работает с небольшой группой школьников в музее, беседует по объектам музейной экспозиции, останавливается на экспонате столько, сколько необходимо для его внимательного рассмотрения, отвечает на вопросы юных экскурсантов. Телепередачи, ведущиеся для определенной области или группы соседних областей, дают значительно больше возможностей связывать программный материал с краеведением, с жизнью родного города. Телепередачи заметно повышают интерес учащихся к историческому прошлому и современности, вместе с тем требуя более напряженного внимания и более интенсивной умственной работы во время сеанса. Возможность сочетания живого собеседования с выразительной, почти предметной наглядностью необычайно усиливает идейно-воспитательное и эмоциональное воздействие исторического материала.

    Таким образом, по ряду показателей как в отношении идейно-воспитательной, так и с дидактической стороны учебные телепередачи имеют существенные преимущества перед учебными кинофильмами.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)