Учебные пособия по региональной географии

Учебные пособия по региональной географии

Помимо учебника в состав учебно-методического комплекса входят учебные пособия: методические рекомендации для учителей, хрестоматии для учителей и учащихся, атласы, тетради на печатной основе, пособия по экологии регионов, наборы диапозитивов и другие пособия.

Методическим пособием для учителей могут служить работы монографического характера по региональной географии, созданные в разные годы ведущими географами страны. Например, книга А. А. Минца «Подмосковье. Экономико-географическая характеристика» (М., 1961).

Специальные методические рекомендации для учителей, как правило, содержат разделы, раскрывающие теоретические основы изучения географии области (края, республики), особенности поурочно-тематического планирования содержания, примерные разработки уроков применительно к программе общеобразовательных учреждений и для углубленного изучения географии своего региона. В них часто помещают приложения с различными данными по географии края, списки литературы по краеведению.

Так, в первой части пособия «Методика изучения географии Нижегородской области» (авторы Н.Ф. Винокурова, Г.А. Игнатьева и др. — Нижний Новгород, 1992) рассматриваются проблемы краеведческого подхода в методике преподавания географии, особенности курса «География Нижегородской области» и учебника, формы и методы организации учебной деятельности школьников. Вторая часть посвящена практике преподавания курса, приведены рекомендации к проведению отдельных уроков. В методическом пособии «Изучение географии Амурской области» (автор Н.Г. Павлюк. — Благовещенск, 1994) подчеркивается актуальность краеведческого принципа в обучении географии и приведены довольно подробные методические рекомендации и указания к урокам, содержащие много дополнительного материала для подготовки учителя.

Специальные учебные пособия содержат рекомендации по проведению различных видов топографических, геологических, геоморфологических, метеорологических, гидрологических, почвенных, ботанических и экономико-социальных географических исследований. Эти пособия создаются в основном для студентов-географов и учителей географии. Они являются хорошим подспорьем в краеведческой подготовке учителя, служат справочником при организации краеведческих исследований школьников. Примером может служить учебное пособие «Изучаем свой край» под общей редакцией Г.П. Долженко (Ростов-на-Дону, 1992), в котором приведены конкретные задания для наблюдений за компонентами природы, приемы съемки планов местности, изучения геологических обнажений, планы экономико-географического анализа объектов экономической и социальной географии. Кроме того, в пособии содержатся краеведческие сведения, позволяющие студентам и учителям географии познакомиться с особенностями природы и хозяйства Ростовской области.

Атласы по географии областей (краев и республик) постоянно совершенствуются по структуре и содержанию. Некоторые из этих учебно-справочных пособий предназначены не только для школьников, но и ориентированы на работу с ними студентов, краеведов, туристов, работников хозяйственных и других организаций. Например, атлас Калужской области, разработанный Лабораторией комплексных территориальных исследований МПГУ им., И.В. Ленина совместно с Производственным картосоставительским объединением «Картография» (1992 г.), отличается богатством картографического и статистического материала, который достаточно полно отражает как географические, так и некоторые историко-географические сведения о Калужской области.

Примером атласа, предназначенного только для школьников, может служить атлас «Люби и знай свой край: Для школьников Хабаровского края и Еврейской автономной области Российской Федерации» (М., 1993). Этот атлас необычен, очень красочен, содержит большую информацию. Помимо карт в него включено много рисунков растений, животных, ландшафтов Хабаровского края, изображений коренных народов края в национальных костюмах, образцов природных ресурсов и результатов хозяйственной деятельности населения края. В атласе помещены небольшие тексты и чертежи, содержащие дополнительную информацию о природе, истории и населении края. В атласе есть специальная рубрика — «Что читать о Хабаровском крае и Еврейской автономной области», содержащая большое число наименований географических научно-популярных произведений.

Атлас «Люби и знай свой край» разработан преподавателем педагогического института Е.А. Бородиной (г. Комсомольск-на- Амуре), под руководством которой работали студенты. Они принимали участие в разработке специального для школьников содержания карт, в оформлении карт и таблиц. Привлечение к работе над атласом студентов позволило учесть психолого-педагогические особенности школьников младшего и среднего возраста, которым предназначено это учебное пособие.

Учебные пособия по экологии регионов раскрывают изменения природы в границах той или иной области, характеризуют природные ресурсы, описывают заповедники, заказники, памятники природы, дают рекомендации и советы по поведению в природе. Примером может служить учебное пособие для средней школы «Охрана природы Амурской области» (Благовещенск, 1989), созданное авторским коллективом преподавателей Благовещенского педагогического института под руководством проф. Н.К. Шульмана. В этом пособии много иллюстраций растений и животных, подлежащих охране, в приложении приведен перечень тех из них, которые занесены в Красную книгу. Интересен и раздел, названный «Краткая природоохранительная азбука».

Частью учебного комплекса по региональному курсу «Москвоведение» является новое пособие для учащихся 8—9 классов «Экология Московского региона» (М., 1995), авторы — В.Р. Битюкова, И.Н. Волкова и др. Структура пособия оригинальна: в начале раскрывается история природопользования в Московском регионе, затем под углом зрения геоэкологии рассматриваются современное хозяйство и природа, далее характеризуется состояние окружающей среды в регионе. Значительная часть пособия отведена описанию экологической ситуации округов Москвы и регионов Московской области. Как и все современные пособия для учащихся, книга имеет хороший методический аппарат, позволяющий организовать интересную познавательную деятельность школьников по экологическим исследованиям своего региона.

Хрестоматии и книги для чтения по краеведению дополняют комплекс пособий по региональной географии, содержат интересные и малоизвестные школьникам сведения о природе, населении, хозяйстве, городах родного края. В пособиях этого жанра широко используются произведения поэтов и писателей, приводится немало прекрасных описаний страноведческого характера, что оказывает большое воздействие на развитие эмоциональной сферы личности школьника, расширяет его общий кругозор, возбуждает интерес к краеведению.

В некоторых регионах хрестоматии краеведческого содержания созданы более десяти лет назад. Так, пособие «Хрестоматия по географии Амурской области»/

Учеными-географами Вологодского педагогического института составлено замечательное пособие «Книга для чтения по географии Вологодской области» для учащихся 6—9 классов под общей редакцией С.Н. Прасловой. Уже сами названия разделов и глав — «Седая старина», «Открыватели Русской Америки», «Вологодские картографы», «Сибирские посланцы» (о растениях местной тайги), «Северная Магнитка», «Вологда — ворота Русского Севера» и др. — вызывают интерес читателя. Этот интерес к географии и истории родного края школьники могут удовлетворить, обратившись к книгам, список которых приведен в конце пособия.

Новые, оригинальные хрестоматии краеведческого содержания подготовлены и изданы МИРОСом, который разработал новую концепцию школьной географии и начал воплощать ее в жизнь. В серии хрестоматий по географии России под девизами «Образ страны — Россия, Русь» и «Края и земли» вышла из печати хрестоматия, составленная А.Н. Замятиным и Д.Н. Замятиным, — «Русские столицы Москва и Петербург» (М., 1993). Это пособие адресовано авторами для занятий в специализированных учебных заведениях, а также всем, кто интересуется «малой географией».

Построение хрестоматии нетрадиционно для школьной географии, оно основано на принципе «сюжетного» изложения материала. Например, очерки о Москве носят такие названия: «Между днепровским югом и верхневолжским севером», «Центр православия», «На границе двух континентов» и т.д. В хрестоматии широко использованы русская поэзия, описания путешествий по России, мемуары, дневники, письма. Учебное пособие прекрасно оформлено картинами и литографиями, иллюстрациями русских художников к литературным произведениям. В конце приведены обширные указатели географических названий, имен национальностей, народов, племен, этнических групп жителей городов, указатель имен людей, мифологических имен и имен литературных персонажей. Несомненно, что появление подобных оригинальных учебных пособий обогатит комплекс книг по региональной географии, будет способствовать гуманизации географического образования.

Помимо книг и атласов по «малой географии», во всех регионах России создано немало и других типов учебных пособий. Это кино- и видеофильмы (например, телестудия Новокузнецка создала несколько видеофильмов по краеведению), серии диапозитивов (например, по географии Амурской области), пакеты дидактических материалов и рабочие тетради (например, по москвоведению). Все эти пособия в комплексе с охарактеризованными выше создают хорошую базу для изучения географии своего региона. В школах учителями географии, большинство из которых истинные краеведы, накоплен богатый материал по родному краю, составляющий основу для создания в каждой школе учебно-методического комплекса по региональной географии.

На занятиях по краеведению необходимо закрепить у студентов умение пользоваться методами географического исследования, одним из которых является литературный, т.е. работа с литературными источниками, которая предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории, в том числе учебных пособий и хрестоматий по географии своей области.

Начинать работу с литературными источниками следует с анализа научной литературы в различных печатных изданиях, знакомство с которыми необходимо для теоретических обоснований в краеведческих исследованиях.

При этом важной частью работы является составление библиографии краеведческой литературы. Краеведческая литература — это любого рода произведения печати, независимо от места, языка и формы издания, посвященные какому-либо краю.

При составлении библиографии можно пользоваться книжными летописями, летописями журнальных статей, газетой «Книжное обозрение», где на протяжении многих лет регистрируется вся издаваемая в стране литература.

Составлять библиографию целесообразно на карточках. Это позволяет не только постепенно в течение года накапливать богатый краеведческий материал, но и составлять его краткую аннотацию и указания, как данная работа может быть использована в практике школы.

Оборотная сторона.

В книге раскрыты теоретические основы краеведения, дается его определение, освещено значение в образовании и воспитании. Разбираются основные организационные формы изучения края и методы использования краеведческого материала в преподавании географии. Может использоваться при организации учебной программной краеведческой работы в школе.

Книга двух, трех, четырех авторов описывается под фамилиями всех авторов, но если авторов больше четырех, книга описывается под заглавием, затем перечисляются фамилии трех первых авторов и ставится «др».