Туристско-краеведческий слет

Туристско-краеведческий слет

Одной из форм организации общешкольной краеведческой работы могут быть туристско-краеведческие слеты. Обычно они организуются весной с целью подведения предварительных итогов краеведческой работы за год.

Во время слета можно выявить степень овладения учащимися знаниями по краеведению своей местности, умениями и навыками по технике туризма, определить лучшую команду для участия в районных, городских или областных соревнованиях по туристско-краеведческой подготовке. Команда для участия в районных или городских соревнованиях может быть сформирована из лучших краеведов- туристов нескольких классов с учетом возраста: команда 5—7 или 8—10 классов.

Подготовку к слету следует начать заблаговременно. Для этого надо создать оргкомитет. В оргкомитет входят: руководитель слета (зам. директора по воспитательной работе или учитель — ответственный за туристско-краеведческую работу в школе), члены оргкомитета, учитель физкультуры, классные руководители, учащиеся — члены Совета краеведов. Обязанности оргкомитета: разработать положение и программу слета, выбрать место слета (для чего необходимо получить разрешение в местном лесничестве), определить время и маршруты подхода участников к поляне слета, составить задания для отряда каждого класса, которые необходимо выполнить до прибытия на слет (сбор краеведческих материалов по маршруту, компасная съемка и др.), подготовить туристское снаряжение и инвентарь.

Формируется также судейская коллегия (жюри): главный судья — учитель физкультуры или военного дела, школьный врач, инструкторы по туризму из числа учителей или учащихся старших классов.

Для проведения слета выбирают большую поляну, где заранее определяют места для бивуака каждого класса, торжественной линейки, места для проведения соревнований по установке палатки, кипячению воды, укладке рюкзака и др. К соревнованиям по технике туризма готовится также «полоса препятствий» протяженностью 1 —1,5 км. В «полосу препятствий» входят бег по пересеченной местности, преодоление водной преграды, «заболоченного участка», лесного завала, ход по бревну, перенос пострадавшего и др.

Слет открывается парадом участников. В программу соревнований включают:

  • соревнование по ориентированию — движение в заданном направлении, по маркированной трассе;
  • туристскую эстафету;
  • смотр-конкурс на лучшее состояние бивуака;
  • конкурс поваров;
  • конкурс на лучшее исполнение туристской песни;
  • соревнование санитарных постов — оказание первой помощи пострадавшему;
  • конкурс на лучший рисунок (пейзаж, карикатуру из походной жизни и проч.)

  • Особо важное внимание обращают на краеведческую подготовку участников. Для выявления лучших краеведов проводят краеведческую викторину «Знаешь ли ты свой край?» или «Знаешь ли ты географию края?».

    В практике проведения викторин есть несколько различных приемов. Например, викторина проводится в форме соревнований команд от классов. Вопросы, примерно одинаковые по сложности, ставятся командам по очереди. Можно давать задания и вопросы всем участникам одновременно. Побеждает тот, кто быстрее и полнее ответит на вопросы и наберет больше очков. Возможна и такая организация: вывешивается заранее подготовленный и красочно оформленный плакат с вопросами и заданиями, участники викторины отвечают письменно на вопрос и опускают ответ в урну с указанием фамилии и класса. Победители определяются по сумме баллов.

    Оформляют на слете и выставку, на которую каждый отряд представляет дневник похода и краеведческие материалы, собранные по заданию (коллекции, зарисовки и др.)

    Результаты соревнований, конкурсов и смотров оцениваются жюри в баллах (по пятибалльной системе), которые объявляются на заключительной торжественной линейке. Занявшие призовые места премируются.

    Задания

  • Задание 1.
  • Составить план подготовки и проведения внепрограммной экскурсии: определить тему, цель, индивидуальные и бригадные задания, продумать проблемные творческие задания, необходимое снаряжение.

  • Задание 2.
  • Разработать маршрут внепрограммной экскурсии с учащимися по изучению природных комплексов своей местности (вычертить схему маршрута, указать объекты наблюдений).

  • Задание 3.
  • Разработать форму полевого дневника для отдельных бригад (звеньев) согласно плану экскурсии.

  • Задание 4.
  • Составить форму отчета экскурсии для отдельных бригад (звеньев), положив в основу разработанный вами плав (указать, какие краеведческие сведения, материалы, наглядные пособия учащиеся должны представить после экскурсии).

  • Задание 5.
  • Разработать маршрут «похода выходного дня» в один из районов вашей области (республики, края) — определить тему, цель, объекты изучения, вычертить карту-схему движения, указав места остановок, снаряжение.

  • Задание 6.
  • Разработать примерный план проведения многодневного (4— 5-дневного) пешего туристского похода по вашей области для учащихся 7—8 классов (определить тему, цель, личное и групповое снаряжение, необходимые продукты, график движения, режим дня, вычертить карту-схему маршрута), то же — для учащихся 9—10 классов. Составить паспорт маршрута.

  • Задание 7
  • Составить план и программу общешкольного туристского слета в одном из конкретных районов вашей области.