Методы работы с текстом, требования к учебнику истории

Методы работы с текстом, требования к учебнику истории

Кроме живого слова учителя и наглядного материала, источником знаний по истории для школьника является текстовой источник. Чем старше учащиеся, тем большую долю сведений исторического характера они получают из научно-популярной и художественной литературы, из книг для чтения по истории, исторических документов, политических брошюр, журналов и газет.

Но основным учебным пособием по истории для школьника является все же не книга для чтения, не исторический документ, а учебник, содержащий систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.

Раньше учебник служил для разучивания материала, заданного на дом. Правда, и в старой школе практиковался один из методов работы с учебником в старших классах — разметка его текста на уроке по указанию учителя; наиболее важные места в тексте ученики подчеркивали, а второстепенные детали или материал, не предусмотренный программой, с большим удовлетворением вычеркивали. В итоге такой «обработки» текста учебника получался костяк, подлежащий заучиванию для ответа на уроке и на экзамене.

Представление об учебнике истории как пособии, служащем в основном для закрепления материала учащимися дома, господствовало ранее. Лишь немногие учителя вели систематическую работу на уроках над текстом учебника истории. Этому, помимо перегрузки уроков программным материалом, способствовал и характер учебников того времени: в них отсутствовали вопросы и задания по тексту, вопросы для повторения и обобщения, пояснительный текст под иллюстрациями и т.п.

За последнее десятилетие взгляд на место и роль учебника истории в процессе обучения значительно изменился. Современные учителя используют учебник истории как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашних заданий. Задачи классной работы с текстом учебника понимаются значительно шире, чем в прежние годы: не только облегчить сознательное закрепление учебного материала дома, но обеспечить в какой-то степени его усвоение на уроке, а главное — научить самостоятельно работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалом, содержащимся в учебнике.

Каковы требования к учебнику истории для школы?

  • Прежде всего, содержание учебника истории должно быть безупречным в научном отношении, т.е. давать научное изложение и освещение исторического прошлого, научную периодизацию. Как ни быстро развиваются научные исследования, основы науки о прошлом не меняются из года в год. На этом основано требование стабильности учебников.
  • Научность содержания учебника истории находится.
  • Изложение в учебнике, характеристики и оценки исторических явлений, формулировки и выводы должны быть доступными для учащихся данного возраста. Излагая научные данные просто, ясно, литературно, учебник должен обогащать словарь учащихся, способствовать развитию их речи и исторического мышления.
  • Одно из важнейших требований к учебнику истории заключается в том, что способом изложения, расположением материала, своевременным раскрытием новых понятий учебник должен обеспечить правильную организацию процесса познания учащимися исторических явлений. Непоследовательность или неясность изложения, преждевременное введение новых понятий, не подготовленных необходимым конкретным материалом, изложение сложных вопросов, недоступных пониманию школьников данного возраста, — вот типичные нарушения указанного требования.
  • Не менее важным является наличие преемственности между учебниками для последовательных возрастных групп учащихся как в отношении отбора содержания, раскрытия важнейших понятий, изучения важнейших сторон общественной жизни, так и в смысле постепенного возрастания сложности проблем и глубины их изучения и, наконец, в отношении методического аппарата учебников.
  • Общепризнанными представляются требования к методическому аппарату учебника истории: он должен содержать исторические карты (в том числе цветные), иллюстрации и другие наглядные изображения (диаграммы, схематические планы и пр.) и небольшой справочный материал: оглавление, хронологическую таблицу.
  • В учебниках истории для 5-7 классов рассказ и описание, естественно, должны занимать относительно больше места, чем в учебниках для 9-11 классов, в изложении содержания которых заметно возрастают элементы теоретические: анализ, научная характеристика, выводы и обобщения. И однако учебник истории для любого возраста должен содержать материал, изложенный разнообразными методами. Школьник найдет в нем и живой рассказ, и красочное описание, и характеристики, но в нем должны быть и сжатое изложение событий, и объяснение сложных исторических явлений, и краткие выводы и обобщения. Это поможет учителю, опираясь на текст учебника, учить школьников рассказывать, давать характеристику, пользоваться сжатыми формулировками, делать выводы. Да, учебник не исторический роман, он содержит материал, требующий от учащихся работы мысли и памяти. Но этот учебный материал должен представлять интерес для учащихся данного возраста, возбуждать жажду знаний, давать стимул для серьезной и увлекательной умственной работы на уроке и дома. Учебник учит мыслить и помогает развитию речи учащихся.

    Учебник истории в 5 классе

    Учебник истории в 5 классе

    Но прежде несколько слов об ознакомлении учащихся с новым учебником. Этот момент имеет особое значение в 5 классе, где школьник впервые встречается с учебником истории. Ознакомление с учебником в 5 классе проводится обычно на вводном уроке, в связи с выяснением вопросов, что такое история, о чем рассказывает история древнего мира, что такое вещественные и письменные памятники. Необходимо практически ознакомить учащихся с оглавлением учебника, с членением на разделы, главы, параграфы и пункты, с картами, рисунками на обложке и ее внутренней стороне, показать, как, руководствуясь оглавлением, можно легко отыскать любой материал в учебнике.

    Дальнейшее ознакомление с учебником происходит в процессе овладения его содержанием. На каждом уроке в связи с изучением текущего программного материала необходимо упражнять учащихся в пользовании аппаратом учебника и учить их быстро ориентироваться в нем: «Откройте страницу 16, рассмотрите рисунок 15», «Откройте карту № 2», «Откройте оглавление, найдите, в каком параграфе рассказано о первобытных скотоводах и земледельцах», «Откройте страницу, где начинается этот параграф, найдите пункт 3. О чем в нем рассказано?» Заканчивая изучение раздела «Древний Восток», можно начинать ознакомление со справочной таблицей в конце учебника («Важнейшие вопросы, рассматриваемые в учебнике») и обучать школьников пользоваться ею. Аналогично проходит ознакомление с учебником в 6 классе.

    В 7 классе ознакомление с учебником истории идет в основном путем выяснения содержания его трех разделов. Учащиеся должны вспомнить, с каким общественным строем они ознакомились в 5 классе, изучая историю древнего мира, в 6 классе в курсе истории средних веков, на какие основные периоды делится история феодализма в средние века.