Технические средства в обучении истории

Технические средства в обучении истории

Применение технических средств в обучении истории и обществоведения следует рассматривать не как хлопотливую обязанность, а как продуманное использование учителем разнообразных устройств и пособий, помогающих ему в учебно-воспитательной работе.

Применение технических средств не только не снижает руководящей роли учителя, но при умелом и целесообразном, т.е. педагогически обоснованном, их использовании содействует более эффективной ее реализации. Применение технических средств открывает перед учителем истории ряд новых возможностей улучшить организацию учебного процесса, более рационально использовать время на уроке, усилить результативность наглядного обучения и средств живого слова, привлечь учебный материал в такой форме, которая обеспечивает наиболее активное его восприятие, осмысливание и запоминание учащимися.

Простейшие технические устройства

Простейшие технические устройства, безусловно обязательные в обучении и абсолютно доступные любой школе:

  • подвижная деревянная стойка для вывешивания карт и учебных картин с простейшим устройством, позволяющим регулировать высоту; пособие, вывешенное на стойке, привлекает внимание учащихся и доступно для обозрения всему классу; наличие стойки в классе или в кабинете истории высвобождает классную доску для записей и меловых рисунков;
  • чрезвычайно экономит время на уроке использование переносной классной доски, на которой заранее записывают домашнее задание, вопросы для самостоятельной работы в классе (по картине, по документу), основные даты и пр.;
  • Переносная классная доска

  • раздвижная классная стенная доска дает возможность шире ставить работу по сложным текстовым таблицам, записям и меловым чертежам, раскрывающим, например, внутреннее устройство греческой триеры, древнеримского военного корабля, а также при объяснении с помощью меловой схемы сложных теоретических вопросов в курсе истории и обществоведения.
  • Раздвижная классная доска

    Желательно также использование различных технических приспособлений, облегчающих работу с хронологическим и справочным материалом, например наборной витрины для работы с историческими датами и терминами, или ленты времени с подвижными шнурами, облегчающей изучение хронологии в классе.

    Запись произведений музыкального творчества даст возможность предоставить непосредственному восприятию учащихся тот культурно-исторический материал школьного курса, который невозможно ни показать наглядно, ни пересказать на уроке, ни изложить в учебнике. Использование музыкальных произведений при ознакомлении учащихся с произведениями русских и советских композиторов на уроках истории и особенно во внеклассной работе получает все более широкое распространение в практике городских и сельских школ. На занятиях кружка по изучению культуры России в XIX в. в старших классах прослушивание музыкальных произведений сочетается с докладами учащихся и сопровождается комментариями учителя.

    В связи с изучением истории революционного движения в России было бы хорошо прослушать в записи народные песни о Разине, революционные песни конца XIX и начала XX в., а при изучении истории СССР после Великой Октябрьской революции — песни времен гражданской войны первых пятилеток, Великой Отечественной войны, песни о борьбе за мир, против империалистической войны. В этих же темах может быть использован второй вид записей — запись литературных произведений, в частности стихов Э. Багрицкого, В. Маяковского, К. Симонова, А. Твардовского и других (в исполнении авторов или лучших чтецов). Все это заметно усиливает эмоциональное воздействие уроков истории).

    Документальные записи выступлений

    Другой вид — документальные записи выступлений выдающихся государственных и общественных деятелей.

    В практике преподавания наметились различные приемы организации учебной работы с этим ценнейшим источником:

  • Включение записи в материал урока с предварительной постановкой вопроса (или вопросов) по содержанию выступления.
  • Прослушивание грамзаписи без предварительных объяснений и вопросов, но с последующей беседой по ее содержанию.
  • Предварительное самостоятельное изучение текста выступления государственного деятеля учащимися с последующим прослушиванием записи.
  • К звуковым техническим средствам относятся радиопередачи учебного и общеобразовательного характера для школьников, беседы, лекции, консультации по обществоведению, радиопередачи из цикла «Страницы жизни замечательных людей» и др.

    Руководствуясь программами передач, учитель истории организует коллективное прослушивание радиолекции и других передач с последующим разбором и использованием их содержания на уроке.

    Существенную помощь учителю оказывает использование аудио записей на уроках истории и обществоведения. Материалом для таких записей служат интернет- и телепередачи, представляющие интерес для учебной или внеклассной работы, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, с писателями и общественными деятелями, выступления местных работников на занятиях по обществоведению. Эти встречи и выступления, как правило, неповторимы, а аудио запись, фиксирующая содержание поучительного мероприятия, позволяет воспроизводить его в течение ряда лет на уроках или во внеклассной работе. Техника этого дела дает возможность использовать запись не целиком, а лишь нужные фрагменты.

    В ряде школ звукозапись применяется юными краеведами и следопытами для фиксации произведений устного творчества, рассказов старожилов о прошлом и т.д. Сокровища школьной фонотеки могут оказать существенную помощь учителям соседних школ.

    Приборы и пособия

    Третья группа технических средств обучения представлена различными приборами и пособиями, обеспечивающими так называемую световую наглядность путем применения проектора, диафильмов и учебных кинофильмов.

    Необходимым техническим условием систематического применения световой наглядности на уроках истории и обществоведения является наличие в школе кинокабинета или кабинета истории с соответствующим оборудованием:

  • позволяющим быстро затемнять и освещать класс,
  • с особыми лампочками, освещающими рабочие места школьников и дающими возможность в условиях затемнения вести записи, делать зарисовки с экрана, работать с учебником,
  • с широкой классной доской, чтобы часть ее не была занята экраном,
  • с двумя стойками для карты и картины. Такое оборудование позволит применять световую наглядность, не нарушая обычного хода работы на уроке и не суживая возможности применения других методов и средств обучения истории.
  • Проектор на уроке истории

    В тех случаях, когда в распоряжении учителя имеется редкий фотоснимок, подлинный документ, старинная гравюра, интересная иллюстрация в книге, небольшие размеры которых затрудняют их показ всему классу, можно пусть посмотреть по партам.