Средства и приемы конкретизации в повествовании и описании исторических явлений

Средства и приемы конкретизации в повествовании и описании исторических явлений

Путем конкретизации мы достигнем большей убедительности изложения, лучше раскроем своеобразие изучаемых исторических явлений — это очень важно: элементы модернизации имеют место в представлениях и у старших школьников. Наконец, с помощью средств конкретизации мы лучше раскроем сущность, значение, закономерность исторических явлений.

Конкретизация изложения связана с введением некоторых деталей, некоторых дополнительных фактов. Не нарушается ли этим дозировка материала, предусмотренная программой? Не перегружаем ли мы учащихся? Практика показывает, что «разгрузка» школьного курса истории от деталей отнюдь не всегда облегчает, а нередко, наоборот, затрудняет учащимся усвоение учебного материала. Умело отобранная деталь может явиться как раз наиболее экономным и доходчивым приемом изложения. Ученики легко запоминают интересную деталь, а вместе с ней и существенные черты исторического явления, которые отразились в этой типичной детали. Требование конкретизации не противоречит требованиям строгого отбора исторического материала. Рассказ учителя может быть сжат, немногословен и вместе с тем конкретен.

Нужно оговориться, что в оценке историко-бытового материала советская школа принципиально расходится с современной методикой, в частности с тем ее направлением, которое стремилось свести содержание школьного курса истории к культурно-бытовым картинам, придавая изучению быта самодовлеющее значение. Этот материал ориентировал учащихся на любование историческим прошлым.

Исходя из вышеуказанных соображений о месте и роли бытового материала в школьном курсе истории, нельзя полностью принять перечень историко-бытовых элементов, предложенных В. Г. Карцовым в качестве минимума, необходимого для создания образных исторических представлений у учащихся старших классов.

В. Г. Карцов полагает, что для каждого исторического этапа (например, для первой половины XVIII в., для конца XVIII в., для начала, середины и конца XIX в. и т.д. следует давать учащимся материал, характеризующий одежду, украшения, головные уборы (мужские и женские) различных слоев населения, жилище и обстановку, городской транспорт и охрану порядка, планировку и освещение городов, отдых и времяпрепровождение и т.д.

С этим никак нельзя согласиться. Не только строгий бюджет времени на уроке, но главным образом серьезные образовательные и воспитательные задачи курса, особенно в старших классах, требуют от учителя соблюдения каждый раз определенной меры, степени конкретизации.

Если отсутствие конкретизации, делая изложение учителя сухим и отвлеченным, препятствует раскрытию идейного содержания урока в доступной и наглядной форме, то избыток конкретизирующих деталей топит идею урока в мелочах, препятствуя выделению главного и существенного.

Слов нет, в отдельных случаях, например при описании придворной жизни в XVIII в., учитель скажет о туалетах и прическах придворных дам и щеголей того времени. Но это не значит, что учитель должен сообщать учащимся о прическах и головных уборах всех слоев населения при изучении всех этапов исторического развития.

Он привлечет каждый раз лишь те элементы быта, которые наиболее типичны и существенны для характеристики общественной жизни своего времени.

Очень часто цифровой материал, вводимый в изложение, сам нуждается в конкретизации. Например, подушная подать — 74 коп. с мужской души. Эта цифра ничего не говорит современному школьнику о тяжести налога. Необходимо дать учащимся правильное мерило этой тяжести, раскрыв конкретную жизненную ситуацию, скрытую за цифрой. Вот крестьянская семья: дед на печи, муж с женой, дочка, двое парнишек. Душ четверо, ртов шестеро, а работников двое. Подушной за четыре души 3 руб. в год. А рабочий при Петре I получал 2—4 коп. в день. Значит, отдай царю заработок взрослого рабочего за 4 месяца.

При разборе отрывков из чартистской петиции 1842 г. учитель делает такое разительное сопоставление: ежедневный доход королевы Виктории составлял 164 фунта 17 шиллингов 6 пенсов, архиепископа Кентерберийского — главы государственной церкви — 52 фунта 10 шиллингов, «в то время как тысячи бедняков должны содержать свои семейства на доход, не превышающий 2 пенсов в день на человека». Иными словами, доход королевы в 20 тыс. раз больше заработка, приходящегося на каждого из членов семьи бедняка.

А что такое 2 пенса в день в те времена? Сделаем расчет. За угол или часть комнаты в подвале хозяин брал 3—4 шиллинга в месяц. При семье в 4 человека это составляет полпенса в день с каждого. Если даже не считать жалких расходов на одежду, что останется на еду? На 1/2 пенса в день можно купить только хлеба: ведь фунт хлеба стоил целый пенс.

Так раскрывается для школьника значение цифрового материала. Лишь при условии такой конкретизации «вся эта крупа цифр начнет принимать человеческие образы и облекаться в картины ежедневной жизни, т.е. начнет получать значение не мертвых и скучных знаков, а, напротив, значение самого разностороннего изображения жизни.