Содержание и методы географо-краеведческой работы

Содержание и методы географо-краеведческой работы

Основное содержание географического краеведения составляют:

  • комплексное физико-географическое изучение территории, которое состоит в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов, наблюдении за годовым ритмом их развития, в хозяйственной оценке территории;
  • экономико-географическое изучение своего края — его населения, промышленности, транспорта. Особое внимание уделяется изучению социальных проблем населения, его культуре (обычаи, быт, нравы, пословицы, поговорки и т.д.);
  • охрана и рациональное использование природных ресурсов как составная часть физико-географических и социально-экономических исследований.
  • Непосредственно в природе в условиях школы могут изучаться самые простые ПК — фации и урочища как наиболее доступные для понимания учащихся. На их примере можно не только изучить компоненты, их составляющие, и выяснить взаимосвязи и взаимообусловленность, существующие в природе, но и выполнить работы, имеющие определенное практическое значение.

    Весь цикл комплексного физико-географического изучения в школе состоит из трех больших периодов:

  • подготовительного;
  • полевого;
  • камерального.

  • Подготовительный период включает:

    1. выбор района для будущего изучения природы;
    2. составление заданий экспедиционным отрядам.

    При выборе района для комплексного физико-географического изучения следует иметь в виду, что должна изучаться «своя местность». При этом под «своей местностью» понимается площадь в радиусе 7—8 км от школы (для сельских школ), административного района, поселка городского типа, малого города, городского района с прилегающей зеленой зоной, т.е. должна изучаться территория, имеющая административные границы. Такое требование к выбору района для краеведческого изучения объясняется тем, что в результате полевой работы необходимо наряду с такими краеведческими материалами, как коллекции горных пород, гербарии, фотографии, зарисовки и т.п., составить карты, отражающие результаты комплексного физико-географического изучения местности, а это сделать легче, если территория имеет административные границы.

    Природные комплексы, наблюдаемые на земной поверхностью, разнообразны и по размерам, и по степени сложности: зоны физико-географические страны, физико-географические области провинции и ландшафты. Каждая такая часть, в свою очередь, представляет сложный комплекс более мелких физико-географических природных территориальных образований, которым присваивают различные наименования. К сожалению, среди географов имеются некоторые расхождения в подходе к выделению и наименованию природных единиц региональной географии.