Система методов, ориентированная на пассивное заучивание
Весь урок может быть охарактеризован как обучающий, построенный в форме активной работы учащихся. При таком понимании работы учителя проблема формирования умений и навыков в преподавании истории перестает быть для учителя добавочной, второстепенной задачей, а приобретает более широкое значение: все моменты обучения различным приемам работы над историческим материалом объединяются главной целью: научить учащихся мыслить исторически, уметь разбираться в событиях общественной жизни. Обучение истории с этой точки зрения не просто сообщение знаний. Это организация работы учащихся, организация их учения для усвоения, организация учебной деятельности под руководством учителя, подготавливающая к самостоятельной работе.
Учить для того, чтобы научить самостоятельно приобретать знания. Эти слова могут быть отнесены и к деятельности учителя, который подводит учащегося к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных. Предполагая в ученике серьезное намерение работать головой, учитель помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно.
Система методов, ориентированная на пассивное заучивание, система, в которой самостоятельная работа учащихся рассматривается лишь как один из возможных методов, применяемых от времени до времени, в некоторых случаях, воспитывает недумающего ученика, воспитывает пассивное отношение к знанию. Система методов обучения, понимаемая как методика обучения-учения, осуществляемого в единстве усилий учителя и усилий ученика, как система, развивающая самостоятельность мышления учащихся, система, в которой самостоятельная работа учащихся рассматривается не как один из возможных приемов работы, а как оборотная и неотъемлемая сторона всех методов активного обучения, раскрывает оптимальные возможности осуществления единства обучения и воспитания, реализации воспитывающего обучения как обучения, закладывающего основы самостоятельного мышления и развивающего самостоятельное мышление. Так, при более глубоком анализе проблемы методов раскрывается воспитывающее значение методов обучения.
Но проблема методов преподавания истории нуждается в дальнейшей конкретизации для того, чтобы дать в руки учителя разнообразные средства решения конкретных задач. Метод вообще
— это абстракция. Любой метод — изложение учителя, использование наглядности, привлечение текста — в работе учителя истории выступает всегда в конкретной форме, т.е. в решении определенной специфической задачи обучения истории, в изучении определенной стороны общественной жизни, в определенном конкретном моменте процесса усвоения, например использование схематических планов сражений при изучении военного прошлого, при первичном восприятии или при разборе исторических событий. В этих конкретных ситуациях метод реализуется в совокупности приемов.
Таким образом, задача заключается в разработке учения о методах для решения конкретных задач преподавания истории, исходя из специфики исторической науки и истории как предмета обучения в школе, разумеется, с учетом возрастных особенностей школьников.
Решение каждой конкретной задачи преподавания истории, например задачи формирования исторических понятий, осуществляется с помощью не какого-либо одного из методов, а применением особой (очень гибкой и многообразной) совокупности методов и приемов, сочетанием различных приемов и методов работы учителя и учащихся. Но в основе этой конкретной совокупности приемов и методов лежат те же три группы методов: слово, наглядность, текст.
Такую совокупность методов и приемов решения конкретных задач обучения истории нельзя, следовательно, характеризовать словом «метод»: речь идет о методике как конкретной совокупности применения различных приемов и методов. В этом плане и получают разработку методика усвоения хронологии и развития представлений учащихся об историческом времени, методика локализации исторических явлений и развитие пространственных представлений, методика образования исторических представлений, формирования исторических понятий, раскрытия закономерностей, методика раскрытия роли народных масс и исторических деятелей, методика установления связи исторического материала с современностью и т.п.
В применении к решению этих конкретных задач преподаваемого предмета раскроются те же, указанные выше, три основные группы методов в двустороннем аспекте: работа учителя и работа учащихся.
Так, в решении задачи локализации исторических явлений выступят описание местности в изложении учителя, картина с изображением местности, карта, отрывки из произведений художественной литературы или документ, или текст учебника, дающие материал для локализации. Здесь возможны и такие приемы, как сочетание картины с картой, схематического плана с ярким описанием местности. Здесь же будет иметь место и самостоятельная работа учащихся с картой, схематическим планом и т.д.
В изучении хронологии выступят приемы, конкретизирующие (в рассказе учителя) глубину веков: характеристика эпохи через ряд ее особых признаков, лента времени, хронологические таблицы; найдет место и самостоятельная работа учащихся: составление хронологических таблиц, работа с лентой времени и т.д. Возможны и такие приемы, как сочетание хронологической таблицы с рисунками (особенно при закреплении дат), как в учебнике истории средних веков.
Эти методы и приемы в различных сочетаниях и формах выступят на всех последовательных ступенях усвоения: в ходе сообщения нового материала, при его осмысливании, закреплении и применении полученных знаний.
Наконец, речь должна идти о конкретизации и своеобразном применении тех же групп методов при изучении различных сторон исторического развития. Так, при изучении вопросов экономики применяются несколько своеобразные методы создания конкретных историко-экономических представлений; наряду с картиной и картой (экономической) широко привлекаются своеобразные виды наглядности — условные изображения: диаграммы и графики; осуществляется разбор цифрового материала, а так же хозяйственных документов (а по содержанию и приемам работы они существенно отличаются от документов, повествующих о событиях).
И, наконец, наиболее конкретным разделом методики является анализ содержания и методики изучения основных разделов школьного курса: отечественной, древней, средней, новой и новейшей истории, как научная основа практических методических разработок, издаваемых в помощь учителю. Так представляется нам в общих чертах система методов преподавания истории в школе.