Система методов, ориентированная на пассивное заучивание

Система методов, ориентированная на пассивное заучивание

На протяжении всего урока продолжается упражнение по карте («Еще раз найдите на карте Карфаген. Опишите словами, где он находился»), привлекается ранее изученный материал («Как называлось построение македонского войска? а построение римского войска? чем оно лучше, удобнее?»).

Весь урок может быть охарактеризован как обучающий, построенный в форме активной работы учащихся. При таком понимании работы учителя проблема формирования умений и навыков в преподавании истории перестает быть для учителя добавочной, второстепенной задачей, а приобретает более широкое значение: все моменты обучения различным приемам работы над историческим материалом объединяются главной целью: научить учащихся мыслить исторически, уметь разбираться в событиях общественной жизни. Обучение истории с этой точки зрения не просто сообщение знаний. Это организация работы учащихся, организация их учения для усвоения, организация учебной деятельности под руководством учителя, подготавливающая к самостоятельной работе.

Учить для того, чтобы научить самостоятельно приобретать знания. Эти слова могут быть отнесены и к деятельности учителя, который подводит учащегося к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных. Предполагая в ученике серьезное намерение работать головой, учитель помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно.

Только выработав умение подходить к вопросу самостоятельно, только научившись самостоятельно разбираться в вопросе, вы можете считать себя достаточно твердыми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно.

Система методов, ориентированная на пассивное заучивание, система, в которой самостоятельная работа учащихся рассматривается лишь как один из возможных методов, применяемых от времени до времени, в некоторых случаях, воспитывает недумающего ученика, воспитывает пассивное отношение к знанию. Система методов обучения, понимаемая как методика обучения-учения, осуществляемого в единстве усилий учителя и усилий ученика, как система, развивающая самостоятельность мышления учащихся, система, в которой самостоятельная работа учащихся рассматривается не как один из возможных приемов работы, а как оборотная и неотъемлемая сторона всех методов активного обучения, раскрывает оптимальные возможности осуществления единства обучения и воспитания, реализации воспитывающего обучения как обучения, закладывающего основы самостоятельного мышления и развивающего самостоятельное мышление. Так, при более глубоком анализе проблемы методов раскрывается воспитывающее значение методов обучения.

Но проблема методов преподавания истории нуждается в дальнейшей конкретизации для того, чтобы дать в руки учителя разнообразные средства решения конкретных задач. Метод вообще

— это абстракция. Любой метод — изложение учителя, использование наглядности, привлечение текста — в работе учителя истории выступает всегда в конкретной форме, т.е. в решении определенной специфической задачи обучения истории, в изучении определенной стороны общественной жизни, в определенном конкретном моменте процесса усвоения, например использование схематических планов сражений при изучении военного прошлого, при первичном восприятии или при разборе исторических событий. В этих конкретных ситуациях метод реализуется в совокупности приемов.

Таким образом, задача заключается в разработке учения о методах для решения конкретных задач преподавания истории, исходя из специфики исторической науки и истории как предмета обучения в школе, разумеется, с учетом возрастных особенностей школьников.

Решение каждой конкретной задачи преподавания истории, например задачи формирования исторических понятий, осуществляется с помощью не какого-либо одного из методов, а применением особой (очень гибкой и многообразной) совокупности методов и приемов, сочетанием различных приемов и методов работы учителя и учащихся. Но в основе этой конкретной совокупности приемов и методов лежат те же три группы методов: слово, наглядность, текст.

Такую совокупность методов и приемов решения конкретных задач обучения истории нельзя, следовательно, характеризовать словом «метод»: речь идет о методике как конкретной совокупности применения различных приемов и методов. В этом плане и получают разработку методика усвоения хронологии и развития представлений учащихся об историческом времени, методика локализации исторических явлений и развитие пространственных представлений, методика образования исторических представлений, формирования исторических понятий, раскрытия закономерностей, методика раскрытия роли народных масс и исторических деятелей, методика установления связи исторического материала с современностью и т.п.

В применении к решению этих конкретных задач преподаваемого предмета раскроются те же, указанные выше, три основные группы методов в двустороннем аспекте: работа учителя и работа учащихся.

Так, в решении задачи локализации исторических явлений выступят описание местности в изложении учителя, картина с изображением местности, карта, отрывки из произведений художественной литературы или документ, или текст учебника, дающие материал для локализации. Здесь возможны и такие приемы, как сочетание картины с картой, схематического плана с ярким описанием местности. Здесь же будет иметь место и самостоятельная работа учащихся с картой, схематическим планом и т.д.

В изучении хронологии выступят приемы, конкретизирующие (в рассказе учителя) глубину веков: характеристика эпохи через ряд ее особых признаков, лента времени, хронологические таблицы; найдет место и самостоятельная работа учащихся: составление хронологических таблиц, работа с лентой времени и т.д. Возможны и такие приемы, как сочетание хронологической таблицы с рисунками (особенно при закреплении дат), как в учебнике истории средних веков.

Эти методы и приемы в различных сочетаниях и формах выступят на всех последовательных ступенях усвоения: в ходе сообщения нового материала, при его осмысливании, закреплении и применении полученных знаний.

Наконец, речь должна идти о конкретизации и своеобразном применении тех же групп методов при изучении различных сторон исторического развития. Так, при изучении вопросов экономики применяются несколько своеобразные методы создания конкретных историко-экономических представлений; наряду с картиной и картой (экономической) широко привлекаются своеобразные виды наглядности — условные изображения: диаграммы и графики; осуществляется разбор цифрового материала, а так же хозяйственных документов (а по содержанию и приемам работы они существенно отличаются от документов, повествующих о событиях).

И, наконец, наиболее конкретным разделом методики является анализ содержания и методики изучения основных разделов школьного курса: отечественной, древней, средней, новой и новейшей истории, как научная основа практических методических разработок, издаваемых в помощь учителю. Так представляется нам в общих чертах система методов преподавания истории в школе.