Прием «оживления» карты

Прием «оживления» карты

Рубрика: по истории
Метки:

В младших и средних классах на уроках истории применяется прием «оживления» карты с помощью разного рода аппликаций, цветных силуэтов и условных знаков.

С помощью «живой» карты учитель получает возможность вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на этих элементах, организуя восприятие и облегчая запоминание изучаемого материала.

Существенное значение в средних классах имеет конкретизация излагаемого материала с помощью «живой» карты. Этим задачам служат занимательные наглядные средства — силуэты пеших и конных воинов, повозок и верблюдов, военных кораблей, костры восстаний, скрещенные мечи сражений и пр. Но с возрастом учащихся изменяется и педагогическое значение «живой» карты: из средства конкретизации она все больше становится средством, облегчающим объяснение исторических явлений и раскрытие исторических связей и закономерностей.

Наглядные средства «живой» карты в старших классах также несколько иные: вместо занятных силуэтов простые условные знаки. Их прикрепляют, конечно, не на тематическую карту (на ней достаточно ясно вычленены все необходимые элементы), а на общую историческую карту, а еще чаще — на «немую» физико-географическую карту.

Примером может служить объяснение в 8 классе некоторых причин возвышения Московского княжества. Цветными стрелками на исторической карте Восточной Европы в XIV в. обозначим торговые пути, проходившие через Москву. Цветным шнуром обведем территорию, занятую великорусской народностью; в центре ее окажется Москва. Черные стрелы (по масштабу карты каждая стрела длиной 250 км) направим от границ Ливонии, Литвы, Золотой Орды к центру Русской земли. Ни одна из стрел не достигнет московских владений: чтобы подойти к Москве, врагам приходилось прежде пробиваться сквозь соседние русские княжества. Раскрытые путем анализа карты, с помощью наглядных средств «живой» карты преимуществ географического положения Москвы хорошо усваиваются учащимися и прочно закрепляются в их памяти.

Точно так же с помощью цветных стрел, окрашенных в цвета национальных флагов империалистических государств, легче и проще объяснить основные направления агрессивных устремлений «великих» держав на Балканах в начале XX в., клубок противоречий в этом районе, недаром получившем название «порохового погреба Европы».

Изучая события Великой Отечественной войны, мы значительно облегчим учащимся усвоение хода военных действий, если вместо сложной обзорной карты, где отражены перемещения линий Восточного фронта в течение пяти лет, используем физико-географический обзор Европейской части СССР, красными и черными флажками обозначив линию фронта в начале войны, крупными черными стрелами — основные направления ударов фашистских войск и красными — контрудары советских войск. В ходе дальнейшего изложения мы перемещаем условные знаки, обозначающие линию фронта, и, таким образом, перед учащимися возникает ряд последовательных ситуаций, характеризующих положение фронта на различных этапах войны. Таким же способом мы разбираем наступательные операции Советских Вооруженных Сил в 1944—1945 гг.

Одно из важных преимуществ «живой» карты — ее динамичность: нужные элементы в нужном сочетании возникают перед учащимися по мере изложения.

Этим преимуществом в еще большей степени обладает стенная контурная карта на линолеуме (или на темной клеенке). Сделать ее несложно: на лист линолеума (размером не менее 1,5 х 1 м) белой краской наносятся контуры континента с главными реками и озерами. Хорошо иметь несколько таких карт с очертаниями Европы, Европейской части РФ, Азии, Африки, Северной Америки. С помощью цветных мелков можно продемонстрировать расширение и падение Римской империи, образование империи Карла Великого, раздел Китая на сферы влияния, а с помощью заготовок-аппликаций из кусков плотной цветной бумаги определенной формы, прикрепляемых кнопками к линолеуму, можно показать рост Московского княжества в XIV—XV вв. и т. п.

Но максимально динамична мультипликационная карта учебного кинофильма, например карты, включенные в учебные фильмы «Падение фашистской столицы», «Победа на Волге» и др. Подобные мультипликационные кинокарты по истории Балканских войн, первой мировой войне, гражданской войне, Великой Отечественной войне нужны школе. Их можно было бы использовать на уроках в качестве наглядного пособия, очень удобного для учебной работы.

Сказанным выше о задачах работы по карте определяется и характер заданий по самостоятельной работе с исторической картой. В практике преподавания эти задания чаще всего имеют своей целью закрепление материала и нередко заключаются в копировании исторической карты. Такого рода графические работы прочно, иногда на долгие годы запечатлевают в памяти учащихся «образ карты» изучаемой эпохи. Однако такие задания рекомендуется давать лишь в редких случаях, когда они безусловно необходимы, так как выполнение всякого рода графических заданий по истории, а особенно вычерчивание карт, требует большой затраты времени, без особой нужды загружая учащихся.

Необходимо учитывать, что простое копирование исторической карты мало что дает для развития исторического мышления и пространственных представлений ученика, способствуя лишь закреплению материала. Между тем имеются другие, гораздо более экономные в смысле времени способы закрепления материала по карте. Это небольшие задания по контурной карте, а главное — систематическая работа по карте при изучении нового материала в классе, обязательное и неуклонное требование показа учащимися по карте при устном ответе, включение каждый раз хотя бы небольшой работы по карте в домашнее задание.

Эти задания в 5-6 классах весьма просты: найти на карте, уметь показать по карте. А затем все сложнее: определить по карте, какие народы Поволжья были охвачены восстанием под руководством С. Разина, определить по карте в учебнике, каково было международное и внутреннее положение революционной Франции весной 1793 г., выучить ход русско-японской войны, проследив по карте в учебнике путь эскадры Рождественского и операции сухопутных войск в Маньчжурии и т. д.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся по исторической карте совсем не обязательно связана с выполнением заданий графического характера. Основная цель работы по карте состоит в том, чтобы научить учащихся читать и понимать карту, извлекая из нее познавательный материал. Поэтому основным содержанием самостоятельной работы учащихся по карте должно быть ее осмысливание, а формой домашнего задания по карте — задание, связанное с выполнением устной работы описательного или лучше аналитического характера путем сравнения двух карт, анализа общей или тематической карты в учебнике или историческом атласе.

Особенно интересными могут быть познавательные задачи для самостоятельной работы по атласу. Работа с атласом не нашла освещения в методической литературе. Между тем в ряде школ ведется регулярная работа с атласом. Школа приобретает 12—15 экземпляров атласов (один атлас на двух учащихся); они хранятся в методическом кабинете и используются для фронтальной работы на уроках истории. Для выполнения домашнего задания по атласу учащиеся получают из методического кабинета под ответственность старосты или дежурного необходимое количество атласов и остаются на несколько минут после уроков. Школьники, имеющие свои атласы, работают дома.

Вот несколько задач.

  • Задача на повторение материала по разделу «От Венского конгресса до 1848 г.». По карте установить и назвать центры национально-освободительного движения в эти годы. Объяснить, почему именно здесь шла борьба за национальное освобождение. (Вспомнить решения Венского конгресса относительно этих стран.)
  • Эту задачу, включающую и повторительную и аналитическую работу, можно дать в порядке подготовки к повторительному пли повторительно-обобщающему уроку.

  • Задача по анализу экономической карты США в 1860 г. На основании карты установить, в каких штатах — в свободных от рабства или в рабовладельческих — были сосредоточены основные центры промышленности, более густая сеть железных дорог и каналов, чей тыл был слабее (учитывая важнейшие восстания в период 1800—1860 гг.), сделать вывод: на чьей стороне были экономические и политические преимущества в начавшейся гражданской войне?
  • Эту задачу лучше дать перед уроком, посвященным рассказу о начале и ходе гражданской войны. Конечно, характеристику сил Севера и Юга может сделать и сам учитель, но выводы, сделанные учащимися самостоятельно, путем анализа карты, являются для них куда более убедительными, прочнее закрепляются в памяти и значительно облегчают усвоение последующего материала на уроке.

  • По экономической карте Европейской России накануне реформы 1861 г. выяснить, в каких отраслях промышленности и в каких районах страны преобладал крепостной труд, а в каких — вольнонаемный; в каких отраслях и районах победил вольнонаемный труд, чем это объясняется?
  • Обе задачи могут быть даны в связи с изучением темы «Кризис крепостного строя в России».

  • По карте «Внешняя экспансия и агрессивные планы Германии в конце XIX и начале XX в.» определить основные рынки вывоза капитала из Германии.
  • Сопоставить эти данные с данными о рынках вывоза английского капитала и сделать вывод: в каких пунктах земного шара интересы английского капитала сталкивались с интересами германского капитала?
  • Задача может быть дана в 9 классе при изучении международных отношений начала XX в. и причин первой мировой войны.