Портрет исторического деятеля в преподавании

Портрет исторического деятеля в преподавании

В иллюстративном материале школьных учебников истории значительное место принадлежит портрету. К портрету учитель истории обращается в связи с историко-биографическим материалом и характеристикой исторических деятелей.

Иногда спрашивают: может ли привлечение исторического портрета помочь познанию прошлого? Разве внешние черты исторического деятеля не являются чистой случайностью и разве для хода французской революции имело какое-либо значение, был ли Робеспьер блондином или брюнетом?

Ответ на эти вопросы имеет практическое значение, тем более что даже учитель, мастерски ведущий работу по картине и иллюстрации, к сожалению, нередко проходит мимо многочисленных портретов в учебнике по истории.

Между тем даже младших школьников интересует внешний облик полюбившегося им героя. Рассматривая цветную вкладку «Нападение восставших рабов на римских воинов» в учебнике древней истории, они неизменно спрашивают: а кто из них Спартак? В этом сказывается пробуждающийся у школьников этого возраста интерес к личности исторического деятеля. Портрет прежде всего конкретизирует образ исторического деятеля, приближает его к сознанию школьника. В портрете, созданном кистью талантливого художника или резцом скульптора, ярко выражены существенные черты исторической личности.

Восстание Спартака

Такой портрет представляет собой характеристику средствами изобразительного искусства. А разве правильная характеристика исторических деятелей ничего не дает для познавания прошлого?

Индивидуальные черты лица, цвет глаз, линия профиля исторического деятеля, конечно, случайны и не могут объяснить нам ход исторического события. Но ведь и случайность есть проявление каких-то закономерностей. В художественном портрете почти всегда отражены черты и особенности эпохи. Портрет, как правило, историчен. Историчен общий облик человека, изображенного на портрете, историчен его костюм, историчны его прическа, окружающие его предметы. Пышные парики с длинными локонами и бритые подбородки «птенцов гнезда Петрова» придают им особый облик, отличный от облика длиннобородых бояр XVII в. Точно так же респектабельные буржуазные государственные деятели середины XIX в. в длиннополых сюртуках, с пышными шевелюрами и холеными бородами совершенно не похожи по внешнему облику на русских рабочих-революционеров 70-х годов того же столетия. Даже пятиклассник легко устанавливает различие во внешнем облике греков эпохи Перикла и римлян времен Августа по скульптурным портретам, представленным в учебнике.

Работа с историческим портретом

В портрете обычно весьма выпукло выражена принадлежность данного лица к определенному классу, общественной группе и даже профессии: боярин А. Л. Ордин-Нащокин в высокой «горлатной» шапке, его указательный палец скользит по строкам дипломатического документа, Д. И. Менделеев в химической лаборатории, П. С. Нахимов на бастионе в Севастополе...

Таким образом, исторический портрет представляет большую познавательную ценность, знакомя учащихся с обликом людей изучаемого времени и помогая почувствовать своеобразный колорит эпохи.

Далее, образ исторического деятеля, выраженный художественным портретом, оказывает на школьника юношеского возраста большое воспитательное влияние. Исключительное воздействие на молодежь, особенно на мальчиков, оказывают портреты военных и революционных деятелей. В них ярко выражены спокойствие и сила, выдержка и воля, храбрость и ум, следы боевых бурь и забот на лице. Эмоциональная выразительность их доступна школьнику. Все эти чувства — любовь к родине, презрение к смерти, отвага — созвучны мечтам и идеалам молодежи. Эта впечатляющая сила портрета прекрасно передана в известных стихах Пушкина о портретной галерее героев 1812 г. в Зимнем дворце, «где все плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги».

Особенно большие возможности использования портрета имеются в работе со старшими школьниками. Нельзя не отметить прежде всего большой интерес старшего школьника к портрету. Это связано с присущим юношескому возрасту повышенным интересом к человеческой личности. Если подросток интересуется главным образом действенной стороной личности своего героя, то юношу привлекает и морально-политический облик исторического деятеля и внутренний смысл его поступков. И действительно, учащиеся старших классов стремятся дать не только описание внешних атрибутов портрета (одежда, оружие, ордена и др.), но прежде всего отметить существенные черты личности, выраженные в портрете. Старший школьник способен воспринять портрет с его художественной стороны. К сожалению, далеко не везде можно знакомить школьников с подлинными произведениями мастеров живописи. Большей частью приходится довольствоваться репродукциями с картин и фотоснимками.

Учебники для 5-6 классов сообщают школьникам очень немногие данные о портрете как произведении искусства, давая некоторые представления об особенностях греческого скульптурного портрета времен расцвета Афин, в эллинистическую эпоху, в императорском Риме, о портретной живописи эпохи Возрождения.

Учебник 7 класса на материале русской живописи XVIII в. значительно подробнее знакомит учащихся с так называемым парадным портретом и с развитием портретного искусства к реалистическому изображению внутренней жизни человека. Это дает возможность учителю с 7-8 классов с большей глубиной учить школьников пониманию исторического портрета как произведения искусства изучаемой эпохи. Это можно показать им на примере картины французского художника времен революции и империи Давида «Смерть Марата».

Картина Смерть Марата

Учитель отметит, что художники того времени писали в духе классицизма, стремясь представить современных им деятелей в облике древних греческих или римских героев. Полуобнаженная фигура Марата на картине напоминает древнеримскую статую, а картина в целом похожа на скульптуру. Сообщим учащимся, что в те грозные для Франции дни картина была выставлена для всеобщего обозрения. Патриоты перед отправкой на фронт приходили смотреть эту картину. Она вдохновляла их на борьбу с врагами родины и революции, она призывала к отмщению.

На портретах русских писателей начала XIX в. кисти О. Кипренского можно познакомить учащихся с романтизмом в портретном искусстве.

Таково познавательное значение исторического портрета. Оговоримся, речь идет о подлинных исторических портретах, созданных художникамн-современниками тех, кого они изобразили. В исключительных случаях мы используем портреты, написанные художниками позднейшего времени на основании научно проверенных данных. Разного рода выдуманные, апокрифические «портреты», вроде портрета первых русских князей, Рюрика, Олега и т.д., разумеется, никакой познавательной ценности не имеют и, как правило, в школьные учебники не включаются.

В плане методики работы с историческим портретом целесообразно различать:

  • Портретное изображение, включенное в сюжетную или бытовую композицию, характерную для жизни или деятельности данного лица, например: «Ходоки у В. И. Ленина» с картины В. А. Серова, «Переход русских войск через Альпы» с картины В. И. Сурикова, «Туссен-Лувертюр и солдаты его армии». Большинство сюжетных портретов-картин создано художниками позднейшего времени на основании документальных материалов и относится к исторической живописи.
  • К сюжетному портрету мы обращаемся при изложении соответствующих моментов или сторон жизни и деятельности данного лица. Сюжетный портрет наиболее доступен для учащихся любого школьного возраста. Он дает возможность учителю просто и убедительно охарактеризовать исторического деятеля, показав его в присущей ему социальной среде и обстановке.

  • Одним из видов исторического портрета является групповой портрет. Он может быть использован как одно из наглядных средств раскрытия социальных отношений изучаемой эпохи. Групповой портрет нередко с большей наглядностью, чем портрет индивидуальный, помогает дать характеристику классовой принадлежности изображенных персонажей. Общая композиция группы, одежда, прически, присущие данной социальной среде, облегчают выявление типичных черт и приводят учащихся к определенным выводам и обобщениям. Групповой портрет помогает дать живую и наглядную характеристику масс в ту или иную эпоху.
  • Особенно эффективен прием сопоставления групповых портретов, характеризующих противоположные лагери борющихся классов. Так, при ознакомлении учащихся с революционными войнами конца XVIII в. уместно продемонстрировать групповые портреты французских республиканских генералов и в качестве контраста к ним — блестящую кавалькаду штаба герцога Брауншвейгского, австрийского генералитета.

  • В тех случаях, когда учитель ставит своей задачей подчеркнуть общественную, государственную роль исторического деятеля, показать его как историческую фигуру, он привлечет портрет, дающий образ исторического лица во внешних атрибутах его деятельности (трибуна, окруженная массами народа и овеянная знаменами, или оружие, ордена, генеральская лента, фельдмаршальский жезл и т.п.). Такой портрет условно можно назвать героическим. Примером может служить портрет М. И. Кутузова кисти художника Дау. К такому портрету учитель обращается в связи с итоговой характеристикой исторического деятеля и оценкой его исторической роли.
  • В тех случаях, когда задачей учителя является раскрытие внутреннего облика исторического деятеля, характеристика его как личности, он использует интимный реалистический портрет — «характеристику кистью». Примеры такого портрета: «Больной Н. А. Некрасов» (художник Крамской).
  • Работа по такому портрету представляет наибольшую трудность для начинающего учителя. Речь идет не о характеристике исторической личности на основании жизни и деятельности, а о характеристике по портрету, о выяснении для учащихся черт личности и индивидуальных особенностей облика, которые выражены в портрете.