Освоение и самостоятельное применение различных методов

Освоение и самостоятельное применение различных методов

Рубрика: по истории
Метки:

Изложения исторического материала учащимися осуществляется в основном при закреплении материала дома или при ответе на уроке. Но в отдельных случаях первичное изложение на уроке нового материала учителем может быть частично или полностью заменено небольшими ученическими докладами (сообщениями, рассказами).

Коротенькие доклады-сообщения учащихся на уроке как один из методов изложения нового материала практикуются начиная с 6 класса. Так, в некоторых школах города Тулы имели место удачные сообщения учащихся 6 класса о Галилее и Копернике, об отдельных эпизодах крестьянской войны в Германии. В 7-8 классах их практикуют чаще, а в старших классах их применение просто необходимо. Так, например, учащиеся в 10 классе нередко весьма подробно осведомлены об общеизвестных эпизодах Великой Отечественной войны, о технических достижениях нашей промышленности и воздушного транспорта в послевоенные годы. Хорошо подготовленный доклад юноши или девушки, специально изучившей тот или иной вопрос слушает с интересом весь класс.

Доклад и даже короткое сообщение, которое ученик сделал на уроке, или в кружке, или тем более на школьном вечере, оставляет неизгладимый след в его памяти. На долгие годы, а иногда и на всю жизнь запоминается и тема и содержание доклада, с которым выступал в юношеские школьные годы, помнятся и те горячие споры, которые он вызывал, и похвалы, и критические замечания товарищей.

Самостоятельная работа, которую ученик проделал при подготовке к докладу, и само выступление представляют немаловажный момент в идейном и интеллектуальном развитии юноши.

И очень досадно, когда значение этого момента снижается из-за недостаточно внимательного руководства со стороны учителя. Случается, что ученик, которому поручено подготовить доклад не обладая должными навыками самостоятельной работы, попросту списывает целые отрывки из рекомендуемых источников,, искренне считая, что, чем более книжно он выразится и чем ближе будет текст его доклада к рекомендованной статье, тем лучше.

А учитель, не имея времени сверить текст доклада с его источниками, ставит такой доклад в классе. Разумеется, докладчик дословно читает его по готовому тексту. Здесь нет ни капли самостоятельности ни в отборе, ни в изложении материала, нет никакой работы над развитием мышления и речи учащихся. Лучше уж совсем не делать таких докладов. Мало пользы принесет ученику такое поручение, а в воспитательном отношении может иметь даже отрицательный результат.

Подготовка ученических докладов требует от учителя очень большой работы, если руководить докладчиком по-настоящему. Вот в чем вкратце состоит эта работа. Учитель указывает доступную литературу для доклада. Изучив ее, ученик представляет план доклада и свои соображения об отборе и расположении материала. Учитель помогает докладчику уточнить план и содержание доклада, отобрать наиболее существенный, яркий материал. Далее учащийся представляет первый вариант подробного конспекта, а после его исправления и дополнения — окончательный конспект с приложением необходимых материалов (цитат, иллюстраций, хронологической таблицы, текста кратких выводов). Доклад ученик делает обязательно устно, пользуясь лишь своим конспектом. Это значительно облегчает работу, избавляя ученика от необходимости писать доклад дословно. Доклад, изложенный по конспекту, легче воспринимается слушателями, чем доклад, прочитанный по готовому тексту. Но лучше, если докладчик заранее прорепетирует свой доклад в присутствии учителя. Прослушав доклад и сделав необходимые указания, учитель может поставить его в классе перед учащимися. Устные доклады — один из методов повышения культуры речи учащихся и расширения их общего кругозора.

Опыт показывает, что лучше всего начать работу над докладами на таком конкретном материале, который легче поддается самостоятельному отбору, расположению и обработке его докладчиком.

Например, в 8 классе можно предложить учащимся сделать несколько сообщений о культуре древней Руси на материале местного музея или местных культурных памятников. Хорошо удаются доклады, построенные на материале художественной литературы, как, например, «Героическое сопротивление русского народа монгольским завоевателям» по роману В. Яна «Батый» (или по повести И. Франко «Захар Беркут»), а в 8 классе — «Париж в 1793 году» по романам В. Гюго «Девяносто третий год» и А. Франса «Боги жаждут».

Учащимся 9-11 классов можно предложить сделать доклады на основе документальных и мемуарных материалов. Так, в школе № 49 СПБ один из уроков по теме «Годы нового революционного подъема» проводился с постановкой кратких (по 5—8 минут) ученических докладов на такие темы: «Как большевики использовали Думу в качестве трибуны», «Как члены думской фракции большевиков вели нелегальную работу», «Как В. И. Ленин руководил деятельностью рабочих депутатов в царской Думе». В качестве основного материала докладчики использовали отдельные главы из воспоминаний А. Бадаева «Большевики в Государственной думе» и из воспоминаний других рабочих. Каждый докладчик должен был прочитать весь рекомендованный материал (около 100 страниц), но сообщение делал только по одному из указанных вопросов. В докладе следовало привести наиболее существенные и интересные факты и сделать вывод.

Каждый из докладчиков встречался трижды с учителем для консультации и проверки своей работы. Подготовка продолжалась месяц. Доклады получились сжатые, яркие, интересные. Докладчики делали свои сообщения устно, пользуясь конспектом, объемом не более одной-двух страниц, и несколькими выписками. В течение года почти половина учащихся выступила с такими докладами. Все они говорили: «Теперь мы знаем, как надо готовиться к докладу».

Подготовка учащихся к докладу и выступление их с докладами перед товарищами по классу, перед младшими школьниками являются вместе с тем одним из активных методов применения исторических знаний (и умений) в общественной работе, в жизни, на практике.

Из всего вышеизложенного очевидно, что самостоятельная работа учащихся, связанная с живым словом учителя, с различными методами изложения им исторического материала, осуществляется на всех звеньях процесса усвоения. Посредством этой активной работы реализуются основные дидактические задачи — восприятие, осмысливание, закрепление, применение и проверка усвоения знаний, умений и навыков учащихся в области истории.

Активная самостоятельная работа учащихся в процессе восприятия исторического материала, излагаемого учителем, т.е. в ходе слушания, заключается не только в активном внимании, воображении, в активизации интеллектуальной и эмоциональной сферы и нравственного сознания, восприятие и осмысливание нового осуществляется на основе применения ранее усвоенных знаний и умений. Ведение в ходе слушания разного рода самостоятельных записей от простого плана до развернутого конспекта — повышает активность и сознательность усвоения. Одной из форм самостоятельной работы является изложение на уроке истории части материала самими учащимися. Особенно активизируется самостоятельная мыслительная работа в условиях рассуждающего и проблемного изложения. Осмысливание материала, применение ранее полученных знаний поднимается на значительно более высокую ступень. Одновременно в ходе восприятия и осмысливания излагаемого, при его запоминании дома, проверке (ответе) и самопроверке, наконец, в применении знаний па истории в общественной работе (доклады, сообщения) учащиеся овладевают методами изложения исторического материала, осваивая и соответствующие формы исторического мышления.