Основные требования к изложению исторического материала. Язык учителя истории

Основные требования к изложению исторического материала. Язык учителя истории

Исключительно важное значение имеет доступность изложения, т. е. умение учителя ясно и просто изложить и объяснить исторический материал.

Дело в том, что доступностью изложения обеспечивается не только понимание материала всеми учащимися. Только на основе доступного материала можно вызвать их активную умственную деятельность, организовать самостоятельную работу, подвести к выводам и обобщениям.

Умение излагать доступно и просто не составляет прирожденной способности учителя, а достигается им в результате упорной работы. Необходимыми предпосылками доступности и ясности изложения являются глубокие знания и общая культура учителя истории. Чем глубже, полнее, точнее знания учителя о предмете, тем, как правило, яснее, проще, доступнее сможет он излагать материал на уроке. Было бы недопустимым, стремясь к доступности изложения, идти по линии вульгаризации в изложении и анализе исторических фактов. Доступность изложения должна сочетаться с научностью. Очень важно научиться отбирать для своего изложения самые важные факты и события, выделять самые существенные, узловые вопросы.

Учитель в своей работе вынужден иметь в виду и такие особенности устного изложения, которые с точки зрения дидактики являются его недостатками, несколько затрудняя восприятие учебного материала со слов учителя.

В самом деле, печатный текст, особенно текст учебника, четко расчленен на главы, параграфы, абзацы, в нем выделено курсивом, разрядкой, жирным шрифтом самое существенное. В противоположность этому устное изложение имеет сплошной характер, не имеет заголовков, не делится на параграфы. В отличие от печатного текста, чтение которого можно в любой момент прервать, чтобы вдуматься в смысл прочитанного, вернуться через несколько страниц назад, сравнить, сопоставить, устное изложение необратимо; оно обладает принудительным для слушателя темпом, не позволяя ему по своему усмотрению задерживаться, возвращаться и т.п.

Задача учителя заключается в том, чтобы, использовав преимущества живого слова, преодолеть указанные недочеты устного изложения. Если особенностью устного изложения является принудительный темп, нередко затрудняющий осмысливание излагаемого материала, значит, учитель обязан при изложении сложных вопросов значительно замедлять темп изложения, ввести паузы, дав возможность учащимся вдумчиво воспринимать трудный материал. Недопустимо быстрый темп изложения мешает осмысленному восприятию материала.

Излагая материал, требующий вдумчивого анализа, учитель время от времени будет прерывать изложение, переходя к детальному разбору и объяснению только что изложенного.

Трудность восприятия устного изложения

Значит, учитель будет почаще возвращаться к уже изложенному, устанавливать связь между различными частями рассказа, подчеркивать учащимся эту связь, не боясь повторений. В ходе урока иногда приходится напоминать уже изложенные факты, возвращаться к ранее сказанному, освещать его с новых сторон. Только при этих условиях можно вести работу сравнения, сопоставления, обобщения. Получается цельная и последовательная цепь изложения, и тогда можно двигаться дальше.

Если, наконец, недостатком устного изложения является его нерасчлененность на главы, параграфы и абзацы, его слитность, значит, учитель самим характером изложения подчеркивает его логическую структуру. В этом отношении имеет большое значение четкий план изложения, четкое членение рассказа, отчетливый переход от одного вопроса к другому.

При этом необходимо иметь в виду психологические особенности учебного восприятия устного изложения, т.е. учебного слушания, в отличие от психологических закономерностей чтения, т.е. восприятия текста, например, учебника. Дело в том, что понимание и учебного текста и содержания рассказа учителя осуществляется с различной степенью глубины.

Осознание связи между фактами, положениями, непосредственно одно вслед за другим воспринимаемыми в ходе устного изложения или в тексте учебника, называется контекстным пониманием.

Но понимание может быть углублено до осознания логической связи всего изложенного на уроке в целом (и, соответственно, всего содержания параграфа в учебнике), т.е. до понимания общей логической структуры изложенного. Такое структурное понимание дает возможность учащемуся самостоятельно оперировать фактами, изменять даже порядок изложения, сохраняя его логический план. Структурное понимание представляет собой более высокую ступень осмысливания учебного материала.