Опытный учитель: рассказ по картине

Опытный учитель: рассказ по картине
В работе с картиной учитель учтет особенности восприятия и интересов учащихся разного возраста. Старшие школьники (9 класс) без особого труда находят на картине Б. Владимирского «Маевка петербургских рабочих в 1891 году» центральную фигуру — рабочего Афанасьева, произносящего речь, хотя она находится не в центре, не на переднем плане и не выделяется яркостью одежды.

А внимание пятиклассников привлекают наиболее яркие элементы картины и в особенности то, что вызывает их наибольший интерес. Поэтому учитель допустил бы ошибку, если бы, вопреки закономерностям восприятия, начал работу по картине «Римский лагерь» с рассмотрения самого лагеря (вдалеке), как это, к сожалению, рекомендуется «Руководством к картинам по истории древнего мира», или с разбора метательной машины (на переднем плане справа).

Картина Римский лагерь

Он убедился бы, как невнимательно слушают его объяснения дети, то и дело прерывая их вопросами, относящимися отнюдь не к устройству лагеря, а к самому яркому и интересному на картине, что целикам поглотило их внимание: к шеренгам легионеров, сверкающим оружием, к серебряным римским орлам на высоких древках, к пурпурному плащу полководца и перьям его золоченого шлема. С описания римского легиона и следует начать работу, чтобы слово учителя шло согласованно со зрительными восприятиями учащихся, а не в разрыве, не в противоречии с ними, именно с легиона, а не с легионеров, с целого, а не с деталей: «Римский легион выступает в поход. Как идут легионеры? Стройными рядами. Как далеко растянулся легион? Первые ряды уже вступили на возвышенность, а последние— только покидают лагерь. Вспомним: сколько воинов насчитывал римский легион? Чем вооружены легионеры?»

А если учитель хочет во что бы то ни стало начать разбор с устройства лагеря и пограничных укреплений, то лучше прикрыть листом бумаги нижнюю половину картины и рассмотреть вначале ее верхнюю часть, и начать не с палатки полководца или другой детали, а с общих очертаний лагеря, общих черт его устройства. Разобравшись с лагерем, снять бумагу и показать еще более интересное — воинов.

Опытный учитель стремится к тому, чтобы учебная картина воспринималась детьми не как пособие на куске картона, а как живая сцена прошлого, как окно, открытое в прошлое. Он избегает, казалось бы, необходимых указаний: «на картине перед нами», «в правом верхнем углу картины», «на переднем плане мы видим» — и других подобных формулировок, назойливо напоминающих, что «перед нами» — учебное пособие. Наоборот, самой манерой показа он как бы введет учащихся в историческую обстановку:

«Итак, мы в древнем Египте. По пыльной тропинке меж полей золотой пшеницы мы выходим к берегу Нила. Перед нами узкая нильская долина. Справа и слева скалистые горы без всякой растительности. За горами страшные бесплодные пустыни: песок да песок. Над нашей головой знойное безоблачное небо: ведь здесь, в Египте, почти никогда не бывает дождя. Как же может расти здесь такая обильная пшеница? Вглядимся внимательно: что это за узкие ручейки мутной воды...» — так можно начать рассмотрение картины «Храмовое хозяйство в Египте».

Храмовое хозяйство Египта - картина

Рассказ по событийной картине учитель начнет примерно так: «Мы подоспели вовремя. Сейчас самый торжественный момент. Только что отзвучал перезвон колоколов, и на ступени Переяславского собора вышел гетман Богдан Хмельницкий...» И весь дальнейший рассказ учитель поведет таким образом, чтобы не ослаблять, а усиливать у слушателей впечатление, что они живые свидетели и даже участники события.

В связи с этим стоит подумать, в какой мере целесообразно в 5-7 классах акцентировать различие между документальным изображением и художественной композицией. Не ослабит ли это эмоциональный, воспитательный эффект учебной картины? Может быть, правильнее подчеркивать это различие в работе только со старшими школьниками?

Чтобы превратить учебную картину в живую сцену прошлого, необходимо наполнить ее голосами людей и шумом человеческой деятельности. Пусть, вступая в театр Диониса, школьники услышат шум тысячной толпы зрителей, занимающих скамьи, пусть вместе с картиной продажи рабов их слуха коснется свист бичей, стоны избиваемых, жалобный плач девочки, которую тащит безжалостный работорговец, рыдания матери, у которой отнят ребенок. Хотя бы в двух-трех словах учитель упомянет о звоне мечей и топоте конских копыт в разгаре Ледового побоища, о скрипе салазок, на которых по жгучему песку тянут камни для строящейся пирамиды. И пусть в уста безмолвных персонажей учитель вложит выразительные слова. Для такой драматизации содержания картины он найдет материал прежде всего в документах эпохи. Тогда на улицах Орлеана, покрывая приветственные клики горожан, раздастся звонкий голос Жанны д’Арк, ее призыв к непримиримой народной войне: «Я говорю им, врагам нашей любимой Франции: вы, король Англии, и вы все, стрелки, джентльмены, находящиеся под Орлеаном, уходите, прошу вас, в свою страну, а если не сделаете так, то я возьму на себя руководство войной и заставлю вас уйти волею или неволею. Я послана сюда богом, чтобы выгнать вас из Франции. Мы будем вас бить и сделаем такую резню, какой не было во Франции уже тысячу лет. Если вы желаете прийти к миру, отвечайте в Орлеан; если не сделаете так, я скоро напомню вам об этом на вашу гибель».

Ян Гус на Констанцском соборе

Работу по картине «Ян Гус на Констанцском соборе» можно провести в сочетании с работой по документам — отчету итальянского гуманиста Поджо Браччолини, высказываниям самого Гуса, его сторонников и противников. Произнесение этих реплик можно поручить отдельным учащимся, внеся таким образом в разбор картины элемент драматизации. Разумеется, прием такой инсценировки по картине, оправданный в 5-6 классах, неприемлем в старших. Но сочетание картины с документально точными высказываниями изображенных на ней персонажей целесообразно и в работе с более взрослыми учащимися. Так, используя картину «Маевка петербургских рабочих в 1891 году», учитель приведет выдержки из речей рабочих Ф. А. Афанасьева и Н. Д. Богданова, выступавших на этом собрании.

Помимо документа, другим источником оживления рассказа учителя по картине служит художественная литература. В рассказе по картине «Саламинский бой» прозвучит громкий боевой клич греков «Вперед, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков, бой теперь — за всё!» («Персы» Эсхила). Рассказ по картине «Восстание Уота Тайлера» значительно выигрывает, если учитель использует яркий материал о гибели крестьянского вождя из исторической повести.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)