Охрана и рациональное использование природных ресурсов своего края

Охрана и рациональное использование природных ресурсов своего края

Составной частью физико-географических и экономико-географических исследований своего края являются вопросы охраны и рационального использования природных ресурсов. Именно краеведческая работа по охране природы позволяет учащимся увидеть и понять на практике сложные и многогранные связи взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека.

Содержание этой работы может быть весьма различным. Объектами изучения могут быть как отдельные компоненты природы (воздух, вода, почвы, растительность, животные), так и природно-территориальные комплексы. Но в том и другом случае перед учащимися ставятся задания, выполнение которых имеет определенное практическое значение.

Важным направлением краеведческой работы по охране природы может быть изучение состояния малых рек своей местности (города, села, административного района). К этой работе могут быть привлечены экспедиционные отряды нескольких классов под руководством учителей географии, биологии, химии, истории. Это позволит осуществить комплексный подход к изучению малых рек с учетом межпредметных связей в обучении.

Для изучения выбираются небольшие реки, ручьи, искусственные водоемы (пруды). Определяется их дебит, качество и расход воды, источники питания, устанавливаются основные источники загрязнения. В ходе работы берутся пробы воды, и учитель химии помогает учащимся определить химический состав воды, степень содержания в ней токсических веществ (гербициды, минеральные удобрения и т.п.). Составляется экологическая характеристика водоемов.

Интересна и весьма важна работа по установлению мест для строительства и восстановления плотин на малых реках. Большую помощь в этом может оказать изучение (под руководством учителя истории) историко-архивных материалов, хранящихся в фондах местных краеведческих музеев (старинные карты, атласы, древние акты и проч.).

Другим, не менее важным направлением работы по охране природы может быть организация борьбы с водной эрозией. Большую ценность представляют материалы по систематическому изучению скорости роста оврагов. Эту работу можно вести в течение всего года — она составит часть наблюдений за годовым ритмом развития природы. Работа организуется следующим образом: на выбранном для изучения участке, в верховьях нескольких оврагов устанавливают репера. Регулярно, весной, после таяния снега, а также летом и осенью после сильных ливней по единой методике проводятся замеры роста оврагов. Зимой определяется накопление снега в оврагах. В результате выделяются наиболее интенсивно растущие овраги и находятся причины, способствующие их росту.

Можно проводить наблюдения и за процессами смыва почв на пахотных склонах. Работа выполняется путем подсчета количества и измерения объема размоин.

Изучение процессов эрозии позволит рекомендовать простейшие способы борьбы с ней (изменения направления вспашки, залесение и залужение отдельных участков и т.д.).