Недоверие к знаниям и способностям школьника

Недоверие к знаниям и способностям школьника

В ходе беседы учитель добивается от учащихся аргументированных высказываний, учит их подтверждать свои мнения фактами и доводами, отстаивать свою точку зрения, критиковать ошибки товарища. Полезно иногда столкнуть две противоположные точки зрения, чтобы в споре быстрее найти правильное решение: «Все ли так думают? А кто думает иначе? Хорошо. Борисова, выскажитесь и попробуйте доказать, что не все правильно в высказывании Андреева!»

Но даже в ходе самой оживленной дискуссии учитель не должен оставлять руководства беседой. Если учащиеся отклонились от поставленного вопроса, вернем их к предмету обсуждения; занялись мелочами, забыв о главном, напомним им об основной задаче, требующей решения; увлеклись общими рассуждениями — обратим их внимание на конкретные факты; допустили фактическую ошибку — поправим или предложим им самим восстановить действительную картину событий. Таким путем мы обеспечим целеустремленность и логическую последовательность обсуждения, осуществим замысел беседы. А при слабом руководстве со стороны учителя беседа может превратиться в беспредметные разговоры.

Противоположная ошибка заключается в чрезмерном вмешательстве учителя в высказывания учащихся. В ее основе лежит недоверие к знаниям и способностям школьника.

Следует учесть, что ответы учащихся в ходе беседы редко бывают исчерпывающими. Часто они неполны, неточны, а иногда и неверны. Вместо того чтобы предложить учащимся дополнить, уточнить, исправить ответ товарища, учитель сам торопится дать исчерпывающий ответ на свой вопрос. Этим резко снижается активность беседы; интерес, вызванный вопросом учителя, не успев разгореться, затухает. Школьники не учатся самостоятельно думать, привыкая получать от учителя готовые ответы.

Крайне вредит ходу беседы неумение учителя терпеливо выслушивать учащихся. В классе нередко встречаются ученики, медленно думающие, медленно и с трудом формулирующие свои мысли. В подавляющем большинстве это отнюдь не слабые учащиеся: их высказывания, несколько неуклюжие по форме, отличаются правильностью и глубиной мысли. Но нетерпеливый учитель, не получив быстрого ответа на свой вопрос, спешит задать один за другим несколько наводящих вопросов, окончательно сбивая такого ученика. Потеряв нить мысли,тот замолкает. И случается, замолкает надолго: затронуто самолюбие, возникло чувство обиды, раздражение на себя, на учителя, неуверенность в своих силах.

Руководство беседой должно быть твердым, но сдержанным, направляющим, а не подавляющим, последовательным и гибким начинающих учителей является отсутствие гибкости в проведении беседы. Учитель наметил определенный ход беседы, удачно сформулировал последовательную цепь вопросов и, придя в класс, ожидает от учащихся определенных (таких, как предусмотрено в конспекте урока) ответов на каждый из вопросов и в том порядке, как это задумано учителем. Но в действительной беседе на уроке сплошь и рядом имеет место несовпадение ответов учащихся с ответами, предусмотренными в конспекте учителя. Не следует забывать, что исторический факт, как всякий жизненный факт, имеет ряд существенных сторон и связан с другими фактами не одной, а многими связями. В своих ответах учащиеся обычно подмечают (и правильно подмечают) одну из сторон анализируемого факта, но часто не ту, на которую хотел бы обратить их внимание учитель. Это не должно быть неожиданностью для учителя. Нужно быстро перестроиться и, опираясь на высказывания учащихся (пусть не совсем такие, как вы ожидали), повернуть беседу и повести ее обходным путем к той же цели, к тому же решению. Иногда этот обходный путь окажется более плодотворным и интересным в познавательном отношении, чем ваш первоначальный план, а главное, идя по этому пути, вы исходите из тех наблюдений, соображений, обобщений, которые сумели сделать ваши ученики (на изложенном вами же материале), развиваете дальше их высказывания, наталкиваете на дальнейшие выводы, ведете за собой, а не отрываетесь от них.

Вместо этого неопытный учитель, встречая «неожиданные» ответы учащихся, отвергает их все как «неверные» и либо сам формулирует «правильный» вывод, поспешив прекратить беседу, или пытается любой ценой добиться от учащихся готового ответа, предусмотренного в конспекте. В этом случае вместо коллективного решения вопроса под руководством учителя беседа сводится к угадыванию ответа, которого ждет учитель.

А между тем в руководстве классной беседой на уроке истории имеет большое значение внимательное и благожелательное отношение учителя к высказываниям учащихся, умение подметить в этих высказываниях рациональное зерно и, преодолевая односторонность отдельных ответов учащихся, опираясь на их правильные соображения, подвести класс к обоснованному и хорошо сформулированному обобщению.

Беседа, в которой учитель сумел опереться на высказывания учеников, подхватить и развить их мысли, дает возможность значительно глубже осветить вопрос.

При анализе любого исторического явления учитель не должен связывать развитие беседы стремлением сразу получить решающие признаки указанного явления. Беседа может начаться с разбора и других, менее существенных признаков, если именно они будут указаны в высказываниях учащихся, выступивших первыми.

Существенными условиями успеха беседы являются хорошее знание учащимися ранее пройденного материала, умение их применить эти знания к решению новых вопросов. Если учитель при изложении нового материала и его анализе систематически привлекает ранее полученные знания, приучая учащихся постоянно пользоваться ими, не забывать ранее усвоенных основных исторических фактов, у такого учителя класс легко включается в беседу, а беседа проходит интересно и плодотворно.

Руководство беседой не ограничивается постановкой вопросов и формулировкой выводов. Вообще, совсем не обязательно делать выводы только один раз, в конце беседы. Чаще всего выводы делаются по мере хода обсуждения: так яснее для учащихся логическая нить беседы. Учитель все время играет активную роль. Он не только ставит вопросы, он направляет ответы учащихся, будит мысль, подводит итог обсуждению.

Увлекательность беседы достигается главным образом умением учителя возбудить активную мысль учащихся, дать материал и указать пути решения вопроса. Школьник очень ценит такую самостоятельную, живую умственную работу на уроке.

Для успеха беседы существенное значение имеет умелая постановка вопроса учителем. Особенно это важно в начале урока. Увлекательная познавательная задача, выдвинутая перед учащимися, повышает интерес к новому материалу, что сказывается на всем ходе урока. Краткая оживленная вступительная беседа служит хорошим началом урока: «Как искра, должна она зажечь интерес и направить внимание к новому материалу».