Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Для чего нам нужен проект?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
  • Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

    Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка.

    Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

    При организации исследовательской деятельности в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.

    Дети и мини-проекты на уроках

    Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования мини-проектов, особенно на обобщающих уроках. Применение исследовательского и проектного метода позволяют развить:

  • Познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, соотнесение результатов с гипотезами и др.
  • Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки.
  • Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
  • Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали самый неподдельный интерес школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.

    Во время уроков биологии наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда. Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.

    Именно метод проектов дал высокий результат – высокую мотивацию к обучению, и как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.

    Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

    При изучении курса биологии и экологии я добиваюсь, чтобы образовательная технология была деятельной.

    Так в 5 классе на уроках курса «Природа» учащиеся получают первые знания и навыки исследовательской деятельности. Выращивание плесени, проращивание семян, изучение испарения воды листьями все эти опыты прописаны в учебнике, но при использовании метода проектов ребенок получает возможность расширить свои знания и показать эти знания одноклассникам. По заданию кафедры плодоовощеводства УрГСХА, с которой уже много лет плодотворно сотрудничает наша школа, дети изучали такие показатели качества семян томата как всхожесть, энергию прорастания. На основе этих исследований создан проект, который ребята защищали на Научно-практической конференции студентов в УрГСХА, а затем презентовали своим сверстникам и родителям. Практическая работа «Наблюдение за расходом воды…» вылилась в целый шквал мини - проектов. К заданию подключились родители учащихся, совместными усилиями вывели экономическую эффективность счетчиков воды и обнаружили способы экономии воды в квартирах.

    Мини-проект на уроках

    Ежегодно к Всемирному дню птиц я даю задание учащимся 7 класса подготовить проекты по этой тематики и выступить с ними перед учащимися других классов. Дети всегда охотно идут на такие выступления. Материал выбирают самостоятельно, если несколько лет назад это было сообщение о птицах, то сейчас, работая группой, семиклассники показывают тематическую презентацию, проводят викторины, используют различные конкурсные задания. Материалы учащихся я использую на обобщающем уроке по теме «Класс Птицы».

    При изучении темы «Селекция» в 10-11 классах группа учащихся готовит мини-проект по истории отрасли животноводства в совхозе «Ревдинский». Используя материалы музея (фотографии, медали животных – рекордсменов), рассказы работников совхоза перед подростками встает целая жизнь прошлых поколений, многие из которых являются родителями, дедушками и бабушками, учеников. Появляется практическое осмысление селекции, ее сопричастность с их собственной жизнью.

    Кроме проектной деятельности на уроках я использую и игровые проекты, особенно на экологическую тематику. Так к традиционному празднику «День Земли» силами учащихся 5 класса была подготовлена пьеса «Девочка и инопланетяне», где ребята помогли своим сверстникам взглянуть на себя со стороны. Показали значимость людей в судьбе планеты. Проект «Спасем елку!» явился призывом шестиклассников к жителям о защите елей. Игровые проекты прививают детям интерес к экологии.

    Естественно, создавая малые проекты, некоторые учащиеся увлекаются темой и выходят на большие, более значимые проекты.

    Проектные технологии являются активными формами педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

    Список литературы:

    1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении.// Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении М.: ИРПТ И ГО МАГО, 2003.

    2. Алексеев Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: ТГУ, 1997. – 216 с.

    3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект.- 3 –е изд.- М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

    4. Громыко Ю.В. Системномыследеятельностный подход к проектированию// Проектирование и программирование развития образования.- М.: МАПО, 1996.

    5. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. История разработки деятельностного содержания образования. Пособие для учителя.-М., 2001.

    6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.

    7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов/под редакцией А.В. Хуторского.- М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.- 327 с.

    8. Лернер Г.И. Материалы курса «Педагогическая теория современному учителю»: лекции 4 –5 .- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 20 с.

    9. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие / Под редакцией В.С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.

    10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 272 с.

    11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М.:: АРКТИ, 2003. – 112 с.

    Автор: Злобина Елена Александровна

    учитель биологии высшей квалификационной категории

    МКОУ «СОШ № 7» г. Ревда