Методика работы с иллюстрациями

Методика работы с иллюстрациями

При правильном подборе рисунки в учебнике представляют собой неотъемлемую органическую часть его содержания. В одних случаях они непосредственно служат наглядной иллюстрацией к тексту.

В других случаях иллюстрация дополняет и конкретизирует текст учебника. Некоторые иллюстрации восполняют материал, отсутствующий в тексте. Например, в тексте учебника Ф. П. Коровкина нет подробного описания центральной части Рима времен империи. Панорама центральной части древнего Рима дает учителю повод сообщить школьникам интересующие их подробности, относящиеся к древнему Риму, его зданиям, улицам, площадям.

Поскольку иллюстрации учебнике составляют органическую часть его содержания, очевидно, что, во первых все без исключения иллюстрации, помещенные в учебнике, должны быть привлечены и использованы либо на уроке, либо в домашнем задании; наконец, очень важно, чтобы была реализована воспитательная сторона иллюстрации. Таковы основные требования методики использования иллюстраций учебника.

Ведущей и основной является не домашняя, а классная работа по иллюстрации. Предрассудок, будто только стенная картина предназначена служить объектом фронтальной работы с классом, а иллюстрации в учебнике — для индивидуальных занятий школьника, давно опровергнут школьной практикой. Все особенности иллюстраций в учебнике делают их прекрасным объектом для индивидуальной работы учащихся и в классе и дома: на рисунке в учебнике школьнику легче, чем по стенной картине, разобраться во всех деталях, по рисунку в учебнике можно работать и дома, а стенную картину уносят в методкабинет. Но с не меньшим успехом иллюстрация в учебнике используется и для фронтальной коллективной работы в классе. Организация этой работы проста.

«Откройте учебник на стр. 32; рассмотрим рис. 15 — «Замок феодала». Все открыли? Где расположен замок? Поднимите руки! Скажи! Что представляет собой замок? Скажи! Нет, кто скажет точнее? Из чего сложены стены этой крепости? Найдите ров. Как попадали в замок? Найдите главную башню. Сколько рядов крепостных стен ее защищали? Какая стена выше — внутренняя или наружная? Для чего так устроено? Можно ли на основании рисунка установить, что делал феодал с непокорными крестьянами? Скажи! Нет, вы неправильно поняли вопрос, надо дать ответ на основании этого рисунка! Проследите вдаль по наружной стене замка! А для чего виселица поставлена на открытом месте, на наружной стене замка? Теперь подумайте: для чего феодалам нужны были такие неприступные замки?»

По существу, мы сочетаем фронтальную и индивидуальную работу по иллюстрации. Весь класс, все учащиеся рассматривают рисунок по указанию учителя. Каждый из них рассматривает изображение сначала в целом, затем находит называемые детали, всматривается в них, обдумывает, быстро дает ответ на поставленный вопрос. Вместе с тем это коллективная работа, в ходе которой ошибки одних корректируются ответами других, совместно формулируются выводы по иллюстрации.

Одна из типичных ошибок начинающего учителя заключается в том, что он нередко ведет разбор иллюстрации, ставя вопросы не по содержанию самого рисунка, а по материалу своего рассказа или по тексту учебника, лишь связанному с содержанием иллюстрации. Так, по рис. 134 в учебнике Ф. Коровкина — «Осада крепости римлянами» — он ставит вопросы: в интересах кого вели войны римляне? Кого они захватывали при завоевании новых земель? — вместо того чтобы спросить учащихся о вооружении и военной технике римлян, о применявшихся ими способах осады и штурма крепостей, что и составляет содержание данной иллюстрации.

Вопросы о захватническом характере римских завоеваний должны быть поставлены, но в другой связи или в крайнем случае после разбора рисунка. Подменять же подобными общими вопросами конкретный разбор иллюстрации крайне нежелательно. Так мы не выработаем у учащихся умение и привычку внимательно анализировать материал, приучим их оперировать общими формулами без опоры на факты, воспитаем поверхностное отношение к наглядному материалу и не используем познавательное содержание иллюстрации.

В тех случаях, когда иллюстрация представляет собой сложную сюжетную композицию, особенно если это старинное изображение, гравюра, необходимо побудить учащихся внимательно разобраться в ней, добиться четкого понимания содержания иллюстрации: что изображено справа от помоста? Кто эти люди? И т.д.

Разобраться в содержании изображения учащимся поможет текст, нередко помещаемый под иллюстрацией. Предложим учащимся (про себя) прочитать этот текст, затем изложить содержание иллюстрации или ответить на вопросы. Если учащиеся не могут самостоятельно разобраться в содержании иллюстрации, а пояснительный текст отсутствует, учитель приходит на помощь, давая краткие пояснения. Чтобы дать правильные и исчерпывающие пояснения, учителю необходимо располагать материалом.

Наличие текста под иллюстрацией отнюдь не снимает задачи ее внимательного разбора. Вот рис. 53 в учебнике истории древнего мира Ф. П. Коровника — ворота индийского храма I в. до н.э. В тексте под рисунком указано, что «они украшены множеством скульптурных изображений людей, животных и растений». Спросим учащихся: а какие животные здесь изображены? Какие растения? Как выглядят люди? В какой стране водятся слоны, растут пальмы? Сделать вывод.

Вопросы учителя во всех случаях должны ориентировать учащихся на внимательное и вдумчивое рассмотрение изображений (особенно документальных, вещественных памятников) с целью их осмысленного восприятия. Вот маски греческих актеров: какие чувства выражает нижняя маска? а вторая сверху? И т.д. Лишь разобравшись в этом, можно переходить к выводам о назначении масок.

Ошибкой было бы считать столь детальную работу с иллюстрациями излишней роскошью, а время, потребное для этого, потерянным. Разбор иллюстраций обеспечивает более сознательное, более глубокое и прочное усвоение программного материала, а нередко представляет собой активный и наиболее экономный (с точки зрения затраты времени) способ овладения материалом, изложенным в учебнике.

В приведенных примерах иллюстрация выступает в качестве источника самостоятельного извлечения знаний. Если содержание иллюстраций соответствует такой части учебника, являясь как бы наглядным его вариантом, в этих случаях, по крайней мере в 5-6 классах, безусловно целесообразнее вести учащихся от наглядного изображения к чтению текста, а не наоборот.

Дело в том, что, рассматривая иллюстрацию после прочтения соответствующего текста в учебнике или после объяснений учителя, школьник лишь повторяет по ней уже известные ему факты. Содержание иллюстрации по существу дает ему мало нового сравнительно с текстом и воспринимается более пассивно. Между тем, начиная работу с разбора иллюстрации, мы даем школьнику более широкие возможности самостоятельно извлекать из нее исторические данные в форме наглядных образов и делать выводы. И очень важно, что последующее чтение текста школьником в этом случае сопровождается возникновением в его сознании тех образов, которые восприняты им при разборе иллюстрации. Мы, следовательно, облегчаем установление необходимой связи между печатным словом и образом — наиболее простым и естественным для ребенка путем, мы приучаем его, читая книгу, живо представлять то, о чем в ней рассказывается.

Разумеется, указанную последовательность работы — от картины к тексту — не следует понимать догматически в том смысле, что ознакомление с новым материалом мы должны обязательно начинать с разбора иллюстрации. Важно лишь, чтобы иллюстрация в учебнике привлекалась, как только это позволяет ход работы на уроке. Так, в теме «Неограниченная монархия во Франции», только изложив материал о развитии промышленности и торговли, о причинах, задерживавших обогащение промышленной буржуазии и вынуждавших капиталистов искать другие источники дохода, учитель обратится к иллюстрации «Сбор налогов во французской деревне». Она потребует кратких предварительных объяснений учителя (что значит взять сбор налогов на откуп) и кратких указаний: найти откупщика. О принадлежности к какому классу говорит его одежда? Кто стоит рядом с откупщиком? С помощью кого происходит сбор налогов? Какие меры применяют к крестьянам, не имеющим денег для уплаты налогов? В работе по данной иллюстрации наглядно раскрывается содержание целого абзаца в тексте учебника на предыдущей странице. Переход от иллюстрации к тексту также можно провести в форме задачи: найдите на стр. 202 строки, которые можно использовать в качестве текста к иллюстрации.

Иллюстрации на уроках истории используются в основном как источник активного извлечения новых, знаний и как средство конкретизации текста: учебника. На иллюстрация может служить: и в качестве наглядного материала для закрепления и применения знаний.

При первичном закреплении материала данного урока, особенно в 5-6 классах, учитель дает простейшее задание по иллюстрации: расскажи по рисунку «Бой гладиаторов в амфитеатре», что мы узнали о гладиаторах древнего Рима; по рисунку «Дворик в доме богатого рабовладельца» расскажи, что узнали археологи о жизни богатых рабовладельцев на основании раскопок в Помпеях; по иллюстрации в учебнике расскажи о разгроме Константинополя крестоносцами.

Кроме того, иллюстрации с успехом могут быть использованы на повторительно-обобщающих уроках в этих же классах. Представляет интерес вариант повторительного урока по теме «Древний Египет», построенного на иллюстрациях в учебнике: образование единого Египетского государства, управление в Египте, верования египтян, положение трудящихся (постройка пирамиды, изображения ремесленников) и т.д.