Методика изучения темы «Своя область (край, республика)»

Методика изучения темы «Своя область (край, республика)»

Организация общешкольной работы с учащимися по экономико-географическому исследованию своей области (края, республики) аналогична организации по комплексному физико-географическому изучению, а именно включает подготовку к исследованию, его проведение и обработку полученных данных.

При подготовке к экономико-географическим исследованиям определяют объекты изучения и начинают с ближайшего окружения, с изучения «своей местности», в сельских школах с изучения местных сельскохозяйственных производств (учхоза, экспериментальной базы), в городских школах — с промышленных или транспортных предприятий своего города или административного района. При этом изучение можно проводить по двум направлениям — сплошное и выборочное. Выборочное изучение — изучение отдельных производств, предприятий, населенных пунктов — имеет преимущество, так как могут выбираться наиболее доступные для изучения объекты с учетом их специализации, а именно — изучаются предприятия, относящиеся к одной из отраслей специализации своего экономического района.

При экономико-географическом изучении «своей местности» в школе применяют все основные методы географических исследований литературный, картографический, статистический, полевой (метод непосредственного, визуального изучения). Перед началом исследования надо ознакомиться с литературой и картами, наметить, какие графические, статистические и иллюстративные материалы будут выполнены, установить, в каких учреждениях могут быть получены необходимые материалы.

Составляя план экономико-географического исследования выбранных объектов, следует заранее договориться с администрацией предприятий, а также получить разрешение на посещение тех или иных учреждений (архивов, землеустроительных управлений, леспромхоза и др.).

Проведение изучения — посещение промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятий, архивов, краеведческих музеев и других учреждений, сбор сведений и материалов по программе (примерные типовые программы хозяйственных объектов).

Обработка полученных данных состоит: в написании подробных экономико-географических характеристик изученных объектов, выполнении различных графических работ (графиков, таблиц, диаграмм), в составлении карт-схем. Материалы следует оформлять таким образом, чтобы они стали составной частью отдела «Население и хозяйство» школьного краеведческого музея. Это могут быть: схема структуры промышленности административного района, карта-схема «Транспортные пути района (области, республики)», карта-схема География населенных пунктов области» и др.