Когда ученик 5 класса просто воспроизводит объяснение учителя

Когда ученик 5 класса просто воспроизводит объяснение учителя

Почему в древнем Египте перестали убивать пленников, а стали обращать их в рабов, или ученики 6 класса рассказывают, как возникла мануфактура, или девятиклассник «воспроизводит» характеристику империализма, раскрывая связь между его пятью признаками,— это для учащихся не «просто воспроизведение», а постепенное овладение различными методами изложения исторического материала.

Больше того, важнее того: это существеннейший момент в овладении историческими знаниями и методами исторического мышления. И этой школой исторического мышления для учащихся служит живое слово учителя.

Соблюдая особые требования к изложению, определяемые спецификой исторического материала, подчеркивая возникновение новых исторических явлений, основные этапы их развития, смену новыми формами, выдвигая на первое место внутренние причины развития, внутренние противоречия, раскрывая связи между явлениями, учитель истории воспитывает у учащихся исторический подход к явлениям, развивает историческое мышление.

Но этого мало: учитель помогает школьникам овладеть этими правильными способами изложения, методами изложения исторического знания. Речь связана с мышлением. Для учащихся овладение методами рассказа, характеристики и т.д. означает не только овладение словесным выражением усваиваемых ими знаний, но одновременно воспитание, формирование исторического мышления.

И одного показа здесь мало: нужно учить школьника умению излагать исторический материал, облегчать ему овладение соответствующими методами. Так, в 5-6 классах мы учим школьника умению построить связный рассказ на историческом материале с помощью вспомогательных вопросов. Одним из условий, облегчающих связное и последовательное изложение, является наличие плана рассказа. Такой план составляется в ходе рассказа учителя, воспроизводится в тетрадях учащихся и на классной доске при ответе. Этот прием — рассказ ученика по плану — применяется вплоть до 11 класса, где ученик самостоятельно составляет план своего рассказа, выступления и т.д. Значительно облегчает построение школьником связного и последовательного рассказа использование наглядного пособия (рассказ по картине, рассказ по схематическому плану сражения и т.п.). В практике преподавания истории выработались типовые, наиболее целесообразные способы расположения излагаемого материала в зависимости от его проблематики. Наличие таких стереотипов изложения облегчает учителю четкое построение материала урока, а учащимся — его осмысленное восприятие.

Очень важно научить учащихся пользоваться этими стереотипами. Эта выработка устойчивых навыков изложения исторического материала начинается в младших классах. Уже школьник 5 класса должен знать, что, рассказывая, например, о войне, следует вначале изложить причины войны (почему началась война?), затем ее ход (как шла война?) и, наконец, ее результаты (чем она кончилась?). В старших классах стереотипы изложения того же военно-исторического материала значительно сложнее:

  • Международная обстановка.
  • Причины войны и поводы к ней. Характер войны.
  • Силы воюющих сторон.
  • Начало войны.
  • Ход войны, ее основные этапы.
  • Конец войны, условия мира.
  • Итоги войны, причины победы (поражения), ее историческое значение.
  • По такой схеме строится изложение тем: «Семилетняя война», «Война 1812 года», «Крымская война», «Русско-турецкая война 1877—1878 годов», «Гражданская война в США», «Франко-прусская война 1870 года», «Русско-японская война» и др.

    Этот стереотип изложения до известной степени должен быть усвоен учащимися, чтобы они умели начать свой рассказ о войне с анализа ее причины и характера, переходить затем к характеристике сил воюющих сторон и, дав сжатый обзор хода войны, закончить разбором ее итогов. При этом важно, чтобы для них была ясна связь между этапами военных действий, так сказать, логика хода войны.

    Так, излагая ход русско-японской войны, следует поставить вопрос: почему японцы начали войну с нападения на порт-артурскую эскадру, какую цель ставили, организуя блокаду Порт-Артура с моря? Учащимся должно быть ясно, что бездействие русского флота после гибели адмирала Макарова дало японскому флоту свободу действий, необходимую для переброски войск в Корею и на Ляодунский полуостров; что поражение под Тюренченом связало генерала Куропаткина в его попытках оказать помощь Порт-Артуру, так как армия Куроки, нависавшая над левым флангом Куропаткина, могла отрезать его от связи с Россией; что после падения Порт-Артура движение слабой эскадры Рождественского на Дальний Восток теряло смысл.

    Только усвоив в должной мере типичный порядок изложения, ученики старших классов смогут сжато и последовательно излагать материал по большим и сложным вопросам курса.

    Не менее важно научить школьников давать описание и характеристику исторических явлений. От «простого» воспроизведения описания учитель поведет школьника к самостоятельному составлению описания аналитического и картинного. Легче всего освоить это на наглядном материале — иллюстрации в учебнике, картине, структурной схеме: описать вооружение франкского войска по иллюстрации в учебнике, описать управление древнеегипетским государством по схеме в учебнике.

    Точно так же, давая характеристику исторического явления, учитель предложит учащимся подтвердить ее фактами из его рассказа, из текста документа, из учебника. Он может далее предложить ученикам объяснить смысл образной характеристики (например, сравнения раздробленной Германии середины XIX в. с телом человека, туго перетянутого веревками). Самостоятельное осмысливание этой характеристики глубже и убедительнее покажет учащимся необходимость объединения страны как основную задачу назревающей революции 1848 г.

    Практикой преподавания проверен прием совместного с учащимися составления (и записи) плана развернутой характеристики, изложенной учителем. По этому плану учащиеся на следующем уроке полнее и осмысленнее смогут дать связную развернутую характеристику исторического деятеля или явления. Следующий этап — самостоятельное составление учащимися плана характеристики, которую учитель дал в своем рассказе на уроке. И, наконец,— задание на самостоятельное составление учащимися характеристики на основании фактов, изложенных учителем или в учебнике.

    Исключительно важно помочь учащимся овладеть рассуждением, доказательством на историческом материале. Если на уроках математики от учащихся требуется доказательство той или иной теоремы, выведение формулы, то на уроках истории мы чрезвычайно редко учим школьника доказательному изложению, т.е. рассуждению.

    Этому обучению могут служить:

  • четкое раскрытие логики событий (например, военной операции) и требование четкого и логичного изложения от учащихся;
  • логически стройное изложение теоретических вопросов курса истории и обществоведения;
  • постановка перед учащимися логических задач на сравнение, сопоставление, на самостоятельные выводы и, что особенно важно, на их аргументирование, на доказательство.
  • Последние должны быть шире включены в учебники истории (для всех возрастов, различной степени сложности) и в практику преподавания.