Можно ли считать методом познания исторических явлений изготовление наглядных пособий?

Можно ли считать методом познания исторических явлений изготовление наглядных пособий?

На этом вопросе стоит остановиться, так как совсем недавно в школьной практике имело место чрезмерное увлечение этим «методом». Некоторые даже считали изготовление пособий по истории одним из проявлений политехнизации в преподавании истории. Учащихся от 5 до 11 класса заставляли сооружать модели катапульт, макеты средневековых замков и акрополей, кремлей и московских баррикад, обильно демонстрируя эти изделия на школьных выставках и педагогических конференциях. В какой мере полезны и целесообразны такие занятия учащихся? В чем состоит познавательное значение этой работы?

Разумеется, современная советская школа отвергает крайности сторонников иллюстративного (или «трудового») метода, выдвигавшегося ранее в качестве генерального, ведущего метода преподавания истории. Сейчас этой форме работы отводится подсобная роль. Однако в организации этой работы и в настоящее время имеют место ошибки и преувеличения. Так, нам пришлось наблюдать, как в одной из школ Тулы каждый учащийся V—VI классов обязан был в течение учебного года изготовить и сдать учителю два наглядных пособия по своему выбору из любого раздела истории древнего мира (в VI классе — средних веков). В результате, изучая Египет или Междуречье, ребята срисовывали, выпиливали, клеили фигуры римских воинов, греческие триеры и другие пособия, не связанные с изучаемой темой, относящейся к еще незнакомому им материалу! Иными словами, дело сводилось к механическому воспроизведению, не наполненному никаким познавательным содержанием. Как не вспомнить крылатые слова покойного ленинградского методиста профессора В. Н. Вернадского, что, «выпиливая или клея, ученик познает свойства дерева и других материалов, а не общественно-политические отношения».

С позиций советской методики изготовление наглядных пособий по истории учащимися следует приветствовать при условии:

  • Если, не являясь самоцелью, оно связано с изучением соответствующего исторического материала и составляет один из моментов познавательного процесса.
  • Ведь даже крайние сторонники «иллюстративного» метода связывали изготовление всякого рода макетов, моделей и пр. с самостоятельным изучением школьником конкретной исторической темы, а само пособие рассматривали как одно из выражений творческого процесса познания.

    В современных условиях очень хорошо, например, если участники исторического кружка изберут в качестве темы для коллективного изучения «Афинский акрополь» или «Древнегреческий театр», «Средневековый замок» или «Древний Новгород». Изучив необходимую литературу и подготовив доклады, они могут коллективно изготовить соответствующий макет, соблюдая историческую точность и применяя полученные ими знания о данном объекте. Такая работа, несомненно, имеет большое познавательно-воспитательное значение.

  • Важным условием является возможно большая точность в изображении изучаемых предметов. Всякого рода неряшливость и искажение особенно вредны, если учесть, что макет будет в течение ряда лет служить наглядным пособием для сотен школьников. Недопустимо, чтобы пособие создавало у учащихся искаженные представления о предмете.
  • Недопустимо перегружать учащихся изготовлением пособий и делать эту работу обязательной для всех школьников.
  • Познавательное содержание этой работы должно соответствовать возрасту учащихся.
  • Так, в 5-6 классах всякого рода поделки вызывают большой интерес у учащихся, являются одним из путей проявления их активности. Неплохо, если ученик 6 класса сделает сообщение в кружке об устройстве осадной башни или подъемного моста в замке и продемонстрирует при этом сделанную им модель.

    Но едва ли целесообразно отнимать драгоценное (и немалое!) время у учащихся 10-11 классов, поручая им изготовление макета московских баррикад в 1905 г., который куда полезнее в старших классах заменить документальными фотоснимками. Не лучше ли вместо этого в 10-11 классах выяснить особенности тактики вооруженной борьбы, выработанной на московских баррикадах?

    Изготовление наглядных пособий учащимися приобретает познавательную ценность лишь в связи с изучением исторического материала самостоятельно и под руководством учителя. Оно не является особым методом обучения истории, а представляет собой одну из форм самостоятельной работы с наглядным материалом и относится к группе наглядных методов обучения истории.

    Сформулированный П. С. Лейбенгрубом «новый» метод общественно полезных дел в действительности состоит из разновидностей уже известных нам методов работы с книгой, документом, из использования художественной литературы, методов наглядности и методов устного изложения; они реализуются не в учебной деятельности учителя, а в самостоятельной работе учащихся. Положительная сторона высказываний П. С. Лейбенгруба в данном случае заключается в привлечении внимания учителей к этим формам самостоятельной работы, формам, где учебная работа учащихся приобретает практический характер и смыкается с их общественной деятельностью. Но с точки зрения научной классификации более последовательной представляется классификация методов, сформулированная П. В. Горой:

  • 1) методы наглядного обучения,
  • 2) методы словесного обучения (устного обучения и при помощи печатных текстов),
  • 3) практический метод обучения.
  • К сожалению, эта четкая классификация в значительной степени нарушена недостаточно последовательной систематикой методических приемов.