Формы организации учебной краеведческой работы: экскурсии

Формы организации учебной краеведческой работы: экскурсии

Учебные экскурсии.

План методической разработки экскурсии составляется по трем этапам:

  1. подготовка учителя и учащихся к экскурсии;
  2. проведение экскурсии на местности;
  3. оформление полученных материалов.

При подготовке к экскурсии студентами составляется фрагмент рассказа об объектах наблюдений на экскурсиях в 6,7 классах, при этом следует соблюдать определенную последовательность, которая объясняется логикой географической науки. В связи с этим студентам может быть рекомендован примерный план рассказа.

План разработан в общих чертах, поскольку конкретное содержание вкладывается в зависимости от действующей школьной программы, класса, темы, цели и объекта экскурсии.

Примерный план изучения природных объектов на школьных физико-географических экскурсиях.

Геологическое изучение местности

  • подготовить объяснение, в котором рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания и состав горных пород, условия их образования, а также влияние на формы рельефа;
  • показать, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород, объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа, дать характеристику хозяйственного использования горных пород;
  • показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее;
  • обдумать, к каким выводам надо подвести учащихся после геологического изучения местности;
  • продумать, какие материалы могут быть представлены и оформлены учащимися к отчету;
  • составить список необходимого оборудования.
  • Изучение форм рельефа

    Изучение водоразделов:

  • приготовить общее описание рельефа изучаемой местности, показать зависимость форм рельефа от геологического строения и отметить влияние современных факторов на формирование рельефа (привести конкретные примеры);
  • отметить преобладающие формы рельефа и дать их описание (возвышенности, холмы, долины рек, направление общего уклона поверхности);
  • наметить места практических работ по измерению относительной высоты местности и методику их проведения;
  • выделить на исследуемом участке пониженные формы рельефа и выяснить причины их возникновения;
  • определить, как влияет рельеф на хозяйственное использование данного участка местности.

  • Изучение речной долины:

  • подготовить краткие сведения о реке (название, ее порядок, длина, исток, устье, характер течения, источники питания, хозяйственное использование) и происхождении речной долины;
  • составить характеристику долины реки — симметрия или асимметрия, показать пойму, террасы, коренной берег, дать описание каждой части (глубина вреза долины, ширина и высота террас и поймы, их мезо- и микрорельеф), степень меандрирования русла;
  • показать методику работы по проложению поперечного профиля речной долины при помощи эклиметра и рулетки, барометра-анероида и нивелира;
  • обдумать, к каким выводам следует подвести учащихся в результате изучения речной долины;
  • продумать, какие материалы могут быть представлены к отчету.
  • Изучение вод

    Изучение реки:

  • показать возможные виды измерительных работ на реке: определение ширины, глубины, скорости поверхностного течения, вычерчивание поперечного профиля русла реки (живое сечение), подсчет расхода воды в реке;
  • наметить, какие наблюдения можно провести над работой реки: подмыв и разрушение берегов, интенсивность образования наносов в русле реки и на пойме;
  • выяснить хозяйственное использование реки.

  • Изучение озера:

  • подготовить общие сведения об озере (название, размеры, форма в плане);
  • наметить, какие наблюдения и практические работы можно провести для определения характера берегов, изрезанности береговой линии, донных отложений, растительности и животного мира, процесса заиливания и зарастания озера;
  • составить характеристику воды озера (температура, цвет, прозрачность, запах и т.п.);
  • выяснить хозяйственное использование озера.

  • Изучение болота:

  • подготовить общие сведения о болоте: название, местоположение, размеры (по возможности), форма поверхности (выпуклая, вогнутая);
  • выяснить источники питания (атмосферные осадки, подземные воды, воды поверхностного стока, полые воды), происхождение и тип болота (низинное, верховое, переходное);
  • изучить растительность и определить (по возможности) мощность и тип торфяной залежи;
  • установить практическое использование болота в настоящее время и целесообразное — в перспективе.
  • Изучение растительности

  • Подготовить рассказ с элементами беседы о характере растительности изучаемой местности, обратить внимание на основные растительные сообщества;
  • наметить места заложения ботанических площадок;
  • предусмотреть, какие наблюдения и практические работы можно провести при изучении растительности и какое влияние на нее оказывают рельеф, экспозиция склонов, увлажненность, почвы, их механический состав;
  • показать, как нанести растительность на поперечный профиль речной долины, как составить и оформить гербарий;
  • обдумать, к каким выводам следует подвести учащихся в результате изучения растительности (основные закономерности ее географического размещения на данной территории, хозяйственное использование и пути повышения продуктивности растительных сообществ);
  • обдумать, какие материалы должны представить учащиеся к отчету.
  • Изучение почв

  • Подготовить рассказ о формировании почв, в котором указать на влияние материнских пород, рельефа, условий увлажнения, растительности;
  • рассказать, как надо выбирать место для заложения почвенного разреза, как изучать его и брать образцы почв, составлять рисунок почвенного разреза;
  • описать конкретный почвенный разрез, взятый на экскурсии;
  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате проделанной работы, к каким выводам они должны прийти, продумать вопросы проблемного характера, например, объяснить, почему плоские поверхности водоразделов покрыты лесами, а распахиваются склоны, хотя известно, что склоны подвержены эрозии.