Форма записи на схематическом профиле, составляемом на местности

Форма записи на схематическом профиле, составляемом на местности

Описание на точке наблюдения ведется по следующему плану: сначала записывается адрес точки описания. В адрес включаются расстояние и азимут от относительно «устойчивых» объектов — населенных пунктов, устьев ручьев, слияния рек и т.д., затем указываются другие ориентиры — опушки леса, проселочные дороги, крупные болота.

При ориентировке относительно населенных пунктов, озер, болот и лесных массивов обязательно указывается, от какой окраины взят отсчет расстояния (С, СВ, ЮЮЗ и т.д.). Например, точка №4 расположена в 250 м к ЮЮВ от южной окраины деревни Ромашково. После адреса точки записываются элемент рельефа, в пределах которого взята точка комплексного описания, форма поверхности, экспозиция (для склонов), степень расчлененности и точное положение точки на элементе рельефа. Например, «на высоком коренном берегу пологого склона долины южной экспозиции, на высоте 12 м от уреза реки Чагинки, поверхность наклонена под углом около 1,5°».

После того как сделано описание точки и рельефа, приступают к рытью шурфа и описанию почв. Полевое описание почвы начинается с определения строения, т.е. с подразделения ее разреза на генетические горизонты и обозначения их.

Затем переходят к определению механического состава. После этого выясняют плотность почвы, наличие новообразований и включений.

Обязательно отмечается глубина залегания грунтовых вод. Если почвенным разрезом вода не вскрыта, то записывают, до какой глубины она отсутствует. Глубина залегания грунтовой воды говорит нам о характере увлажнения почвы. В то же время необходимо указать, какой тип водного режима присущ данному участку: атмосферный, грунтовой или пойменный (ежегодно затопляемый в половодье). Глубина залегания грунтовых вод может быть определена по выходам подземных вод на поверхность и по замерам колодцев. Например, в том же дневнике читаем: «...грунтовая вода до глубины 1,50 м в шурфе не появилась. Но рядом в овраге глубиной 3 м на дне заболоченная почва, что свидетельствует о выходах грунтовых вод».

За описанием почвы и увлажнения идет описание растительности, имеющее важное значение потому, что состав растительности является индикатором определенных типов почв, и в то же время по ее состоянию можно судить об уровне плодородия почвы. Например, наличие в хвойном лесу сплошного мохового покрова указывает на заболачивание, а следовательно, и на снижение плодородия почв. Или, наоборот, преобладание в травяном покрове хвойного леса зеленых мхов (кроме кукушкина льна), распространение брусники, сомкнутый древостой и хороший подрост свидетельствуют о благоприятных лесорастительных условиях, об интенсивном развитии подзолистого процесса почвообразования.

При описании растительности на лугу закладывается ботаническая площадка. Размеры площадки равняются 10 х 10 м. Порядок записи растений в флористическом списке следующий: сначала указываются все злаки, затем бобовые, осоки, разнотравные. Внутри этих групп растения перечисляются от наиболее распространенных к менее распространенным. Важно отметить фенологическое состояние растений. Для весенней экскурсии в первую очередь: растение только вегетирует (розетка, ростки); растение выкинуло стебель, стрелку, колос, заметны первые бутоны, расцветание; полное цветение. По завершении описаний ботанической площадки определяют название растительной ассоциации. В название включаются не более трех основных элементов, причем название преобладающего растения ставится на последнее место.

Например, для луговых растительных группировок могут быть записаны следующие названия: разнотравно-осоковз-щучковая, бобово-мятликовая и т.д. Для лесных ассоциаций лучше рекомендовать не описание площадки, так как в лесу необходимо закладывать ее размером 50 х 50, а для древостоя определять породный состав и количественное соотношение отдельных пород в баллах от общей суммы десять (например, берез — 6, осин — 2, ели — 2). При описании подроста и подлеска следует помнить, что к последнему относятся кустарники (можжевельник обыкновенный, бересклет бородавчатый, лещина обыкновенная, крушина ломкая и др.) и те деревья, которые при данных почвенных условиях принимают кустарниковую форму (рябина обыкновенная, черемуха и др.). Остальные древесные породы нижних ярусов независимо от их высоты и возраста включают в подрост (сосна обыкновенная, ель европейская, береза бородавчатая и др.). К кустарниковому ярусу относят сравнительно низкорослые растения с деревянистыми стеблями: чернику, бруснику, костянику, багульник и др. Порядок описания травянистой растительности такой же, как и на лугах.

После описания растительного покрова учащиеся с помощью учителя отмечают изменения отдельных компонентов в результате хозяйственной деятельности человека, указывая тенденцию развития природных процессов. Например, для пашни отмечают состояние пахотного слоя: мощность, гумусность, структурность; для лугов — состояние травостоя: густота и высота, наличие сорных растений, закорчеванность, закуста- ренность и др. Для лесов — высоту деревьев и мощность годичных колец.

Составной частью комплексного физико-географического изучения территории могут быть наблюдения за годовым ритмом развития природы.

Задача наблюдений — изучение сезонной ритмики природных процессов, установление взаимосвязи между ними в каждый сезон и в течение всего года. Изучение проводится также методом профилирования и комплексного физико-географического описания территории. В пределах выделенных типичных ПК (в результате профилирования) — вершина водораздела, склон водораздела, днище ручья или балки, пойма и т.п. — ведутся наблюдения за происходящими в них процессами по четырем основным группам: метеорологические, гидрологические, биологические, геоморфологические. Наблюдения следует начинать осенью и проводить во время экскурсий в середине каждого месяца. Проведение наблюдений в одном и том же месте и в одно и то же время 2—3 года подряд позволит учащимся научиться сопоставлять объекты наблюдений и природные явления, находить в них сходства и различия, выяснять причины, их обусловившие.

В каждый сезон года основное внимание обращается на те процессы, которые для него наиболее характерны.

В осенний период проводятся метеорологические наблюдения. Как и во все сезоны года, они проводятся путем построения микроклиматических профилей по различным элементам поверхности и записи явлений, характеризующих данный сезон (например, заморозки на почве, туман и т.д.). Изучаются биологические процессы — второе цветение, приспособляемость растений к зимним условиям (листопад, накопление питательных веществ в корнях). Определяется подъем уровня воды в реке в связи с осенними паводками. Проводится ряд стационарных работ, позволяющих в весеннее время определить степень эрозионной деятельности вод. С этой целью устанавливаются постоянные точки — репера — в пойме реки, в верховьях оврагов.

В зимний период метеорологические наблюдения проводятся те же, что и осенью. По линии уже известного из осенних работ геоморфологического профиля прокладывается снегомерный. Определяются мощность снега и ее изменения в зависимости от рельефа и растительности. Выясняются плотность, запасы воды и температурный режим снежной толщи. Глубина сезонного промерзания грунта определяется шурфами.

Гидрологический режим реки исследуется в местах установки водомерных постов. Одновременно проводятся наблюдения за ледовым покровом и другими явлениями, свойственными зимнему режиму реки.

Весенний период характеризуется интенсивным развитием всех природных процессов. В содержание наолюдений, как и в другие сезоны года, включаются метеорологические явления. Ведутся наблюдения за развитием растений, сопоставляется ход их развития в зависимости от места произрастания: на склонах разной экспозиции, в лесу, на опушке и т.д.

На реке ранней весной отмечаются вскрытие льда, ледоход и половодье. Определяется глубина оттаивания почвы, фиксируются явления солифлюкции, образования нивальных ниш. По установленным с осени реперам определяется рост оврагов, размыв и подмыв берегов рек.

Летом продолжаются наблюдения за всеми объектами и явлениями.

Выполнение этого задания позволяет учителю организовать краеведческую работу для решения задач местного хозяйствен ного строительства (определение запасов влаги, снегозадержания, развития эрозионных процессов, гидрологический режим вод и т.д.)

На основании данных, полученных компасной съемкой, выполняется топографический план местности. Основное внимание уделяется составлению комплексных профилей. На профиль наносятся рельеф в соответствующих горизонтальном и вертикальном масштабах, геологическое строение, характер почв, растительность с выделением границ растительных сообществ, указываются места заложения почвенных разрезов и ботанических площадок. Под профилем помещается плановая полоса с границами природных комплексов, указываются масштабы и условные знаки.

При наличии нескольких комплексных профилей, заложенных в разных направлениях через рядом расположенные уро чища, возможно получить данные для составления ландшафт ной карты изучаемой территории.

Материалы, полученные в результате полевых исследований, служат основой для создания отдела природы краеведческого уголка (или музея) школы.