Инновационные формы работы с замещающими семьями

Инновационные формы работы с замещающими семьями

Учебная статья на тему "Инновационные формы работы с замещающими семьями. Опыт Республики Бурятия".

Число детей, родители которых лишаются родительских прав, неуклонно растет. Научные исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низких адаптивных способностях детей, выходящих в жизнь из детских домов и интернатов. Становится очевидной необходимость внедрения в России альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Одной из таких форм является приемная семья.

Приемная семья

В целом динамика усыновления в республике Бурятия остается примерно на одном уровне и большого всплеска усыновления детей не наблюдается. Можно предположить что это связанно со следующими факторами:

  • Люди не владеют полной информацией о формах устройства детей и не знают о перспективах приемной семьи и недостаточная информированность об институте приемной семьи является одним из основных факторов, мешающих взятию ребенка в семью.
  • Основной группой семей, в наибольшей степени готовых принять ребенка, являются семьи с супругами в возрасте 35-45 лет со средним уровнем дохода, а молодые семьи, которых сейчас большое количество, не готовы взять ребенка.
  • Материальный аспект взятия приемного ребенка не является решающим и стимулирующим, т.к. большинство людей представляют сумму, выплачиваемую приемному родителю сильно заниженной.
  • Общество не готово к расформированию детских домов в ближайшее время из-за слабой поддержки государства.
  • Беспризорные дети

    Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем.

    Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка. Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Психологическое и социальное развитие ребенка, воспитанного в семье, существенно выше, чем у ребенка из государственного учреждения.

    Ребенок в семье

    Сегодня большинство специалистов признает в качестве наиболее успешной модели - модель усыновления и новый активно развивающийся институт приемной семьи. Создание приемной семьи регулируется договором. Замещающая семья создается на срок, прописанный в договоре, таким образом ребенок до достижения совершеннолетия может иметь несколько приемных семей. Это не является благоприятным для маленьких детей, которым такая ситуация может нанести психологическую травму. Поэтому необходима доработка законодательства в этом направлении и определение границ возраста приемных детей. Еще один недостаток нормативно-правовой базы функционирования приемной семьи, который мешает развитию этого института – отсутствие четких границ между теми, кто может создать приемную семью, опекунскую семью или усыновить ребенка. В законодательных актах Российской Федерации не прописано, что под опеку берут родственников, а приемная семья создается из чужих людей. Поэтому все родственники, которые имели под опекой ребенка стали оформлять приемную семью и, выполняя прежние функции, получать заработную плату как приемный родитель.

    В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа приемных семей. В связи с этим, особенно актуальными становятся подготовка приёмных родителей и психологическое, психотерапевтическое сопровождение семей с приёмными детьми.

    Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи.

    Приемная семья

    Приемная семья – новая для российского общества, быстро развивающаяся технология, которая начинает давать первые результаты. При анализе функционирования механизма создания приемных семей в настоящей работе были выявлены факторы, которые замедляют процесс внедрения новой формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

    По данным Роскомстата в 2013 году в детских домах Республики Бурятии находились на воспитании 379 детей-сирот. В 2009 году в Бурятии выявлено 1 538 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них только 281 ребенок – сироты, не имеющие родителей. И лишь 9 родителей были восстановлены в родительских правах. Эта жестокая статистика заставляет о многом задуматься. За этими сухими цифрами скрываются сломанные судьбы тысяч детей, лишенных родительской заботы.

    Родительская забота

    Каждый ребенок имеет право на счастье. И эту задачу была призвана решить республиканская программа «Тоонто нютаг: традиция жива». Программа действовала с 2009 до 2012 года. Программа ориентирована на комплексный подход к решению наиболее актуальных социальных проблем. Во-первых, это раннее выявление и сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью недопущения разрушения семьи. Во-вторых, развитие, укрепление и поддержка всех форм семейного устройства (т.е. опека, усыновление, приемная семья) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И, наконец, в-третьих, создание межведомственной системы подготовки кадров по инновационным программам повышения квалификации в сфере профилактики социального сиротства.

    В 2009 году инновационные технологии по работе с семьями и детьми в качестве эксперимента были опробованы в четырех муниципальных образованиях Республики Бурятия – в Заиграевском, Мухоршибирском, Джидинском и Курумканском районах. В 2010 году к этому списку прибавилось еще 7 районов республики.

    Предлагаемые к реализации технологии по работе с семьей отличаются от ранее применяемых на практике. Они, в первую очередь, направлены на раннее выявление семейного неблагополучия, когда кризис еще можно предотвратить. За каждой "проблемной" семьей закрепляется куратор, который помогает разработать план системных мероприятий реабилитации семьи.

    В период эксперимента за первое полугодие 2010 года было принято и обследовано более 400 сигналов о нарушении прав ребенка в семье. По 149 был составлен план помощи. Таким образом, всего на 1 июля 2010 года под четким присмотром кураторов оказались 504 семьи, в которых воспитывается более тысячи детей. Благодаря стараниям и поддержке социальных работников 125 семей были сняты с учета в связи с улучшением ситуации. Эти меры позволили 239 детям остаться рядом с родными мамами и папами.

    Беспризорные дети

    Можно сделать вывод что программа за годы своей работы показала хорошие результаты не только в области помещения детей-сирот в замещающие семьи, но и в стабилизации отношений в родительских семьях. В рамках этой республиканской программы, действующей с 2009 года в 12 районах республики, в настоящее время работает от шести до 26 «кураторов семей» в каждом районе республики. К 2012 году их численность превысила 380 человек. Кураторы сопровождают семьи на ранней стадии кризиса и помогают сохранить семью. Кроме кураторов по программе "Тоонто нютаг. Традиция жива" для проблемных семей работает центр диагностики и консультирования в Улан-Удэ.

    В 2014 году планируется получение гранта на 20 миллионов рублей из федерального бюджета на реализацию социального проекта "Алтан Сэргэ – Крепкая семья". Этот проект разрабатывает республиканское агентство по делам семьи и детей в Бурятии

    По словам заместитель руководителя агентства Александра Беняша, проект относится к региональной программе по раннему выявлению семейного неблагополучия и поддержке приемных семей "Тоонто Нютаг. Традиция жива".

    Работа по внедрению инновационных форм работы с замещающей семьей в Республике Бурятия продолжается и также усовершенствуются существующие формы и методы работы с приемными семьями. Также большое внимание уделяется профилактике "неблагополучия" семьи и сохранению родительских прав у таких граждан.

    Автор: Решетникова Людмила Павловна, Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологии и Управления.

    Скачать полную версию статьи