Беседа на уроке истории

Беседа на уроке истории

Рубрика: по истории
Метки:

Пожалуй, самое ценное в беседе на уроке истории то, что она возбуждает творческую мысль учащихся, побуждает их задумываться над общественно-политическими вопросами, учит мыслить исторически.

И совершенно естественно, что у школьников, раз они привыкли думать над историческими явлениями, возникают вопросы. Отрадно, если учащиеся не только отвечают на вопросы учителя, но и сами обращаются к нему с вопросами. Это значит, что учителю удалось вызвать живой интерес к изучаемому, живую мысль учащихся.

Необходимо всячески стимулировать активность учащихся, приучая их задавать вопросы. Это одна из возможностей оказать непосредственное воздействие на формирование их общественных интересов, их мировоззрения. Следует учесть, что вопросы, возникающие у учащихся старшего возраста в связи с материалом курса истории, особенно событий XIX—XX вв., имеют прямую связь с актуальными проблемами международного положения и политической жизни современности. Разбор вопросов, выдвигаемых учащимися, является существенным моментом формирования их морально-политического облика.

Разумеется, в ходе беседы на уроке разбираются те вопросы учащихся, которые имеют отношение к изучаемому материалу и направлены на более глубокое его познание. По вопросам, не имеющим прямого отношения к теме, учитель может побеседовать с учащимися после урока. Ответ на некоторые вопросы он обещает дать в связи с изучением дальнейшего материала, но на одном из следующих уроков учитель обязательно вспомнит о вопросе, выдвинутом учащимися. В отдельных случаях вместо ответа на вопрос можно посоветовать учащимся обратиться к доступной для них литературе, а иной вопрос, заданный учеником, учитель поставит перед классом, предложив самим учащимся разобраться в нем.

В вопросах, обращенных к учителю во время беседы, учащиеся нередко выражают свои сомнения, свое непонимание того или иного исторического явления. Было бы грубой ошибкой со стороны учителя отмахнуться от такого вопроса, или отнестись иронически к его содержанию, или даже поставить «двойку» «за то, что ничего не понял», вместо того чтобы спокойно и терпеливо разъяснить ошибку школьника.

Вопросы учащихся при внимательном отношении к ним помогут учителю обнаружить и устранить пробелы в знаниях учащихся, выяснить, что интересует учащихся, что вызывает у них недоумение.

Бывает, что учитель не может ответить на заданный вопрос. Смущаться этим не следует: даже очень опытные и знающие учителя не в состоянии ответить на некоторые вопросы без соответствующей справки. В этом случае не следует отвечать наугад, лишь бы скрыть свое незнание. Неправильный ответ приносит вред учащимся и подрывает авторитет учителя, доверие к нему со стороны учащихся, рано или поздно убеждающихся, что сведения, полученные от учителя, неверны. Гораздо правильнее открыто сказать ученику: «Точного ответа сейчас дать не могу. Наведу справку и отвечу на следующем уроке». Но в следующий раз необходимо дать самый обстоятельный ответ. Таким поведением учитель укрепляет свой авторитет и воспитывает у учащихся уважение к точности исторических фактов.