Беседа на уроке

Беседа на уроке

Рубрика: по истории
Метки:

При подготовке к проведению беседы на уроке учитель намечает и формулирует не только основные, но и вспомогательные вопросы.

Так, для беседы по разбору материала о крестьянской войне 1773—1775 гг. в России учитель наметит в качестве одного из основных вопрос о причинах поражения этого восстания. В своих высказываниях по этому вопросу учащиеся могут и упустить такой, например, момент, как отсутствие необходимой воинской организации и дисциплины, плохое вооружение. Необходимо поэтому заранее предусмотреть ряд вопросов, направляющих анализ и обсуждение фактов, изложенных учителем: чем объяснить, что при столкновении с царскими войсками восставшие крестьяне обычно терпели поражение? Разве войска обладали численным перевесом? В чем заключались преимущества царских войск над восставшими крестьянами?

Эти вспомогательные вопросы используются в беседе лишь в случае надобности, чтобы облегчить учащимся решение основного вопроса. Вначале ставим первый вспомогательный вопрос более общего характера. Если его недостаточно, ставим второй, имеющий в большей мере значение наводящего, и, наконец, третий, требующий прямого, конкретного ответа.

При подготовке беседы необходимо продумать соотношение общих и частных вопросов. Как лучше вести обсуждение — путем индукции, идя через решение частных вопросов к постановке общей проблемы, или, наоборот, поставив общий вопрос, помогать его решению путем расчленения проблемы и постановки вспомогательных, частных вопросов?

Разумеется, не может быть общего правила, годного на все случаи практической работы на уроках истории: тот или иной способ проведения беседы зависит от содержания вопроса, от подготовленности класса, от возрастных различий между учащимися 5-6 и 7-9 классов. Однако нельзя не отметить, что постановка дробных, частных вопросов чаще необходима в 5-6 классах, где мы шаг за шагом учим школьников разбираться в исторических фактах и в ходе беседы подводим их к посильным эмпирическим обобщениям частного характера. В 8-9 классах такой способ ведения беседы уступает место более сложным формам работы.

В старших, 10-11, классах необходимо приучать учащихся к постановке и решению более общих вопросов проблемного характера, к выводам и обобщениям, раскрывающим закономерности исторического процесса. Только такая беседа может увлечь старшего школьника, удовлетворяя его потребности в обобщениях и формируя его мировоззрение. А частные вопросы следует ставить в ходе обсуждения в том случае, когда они могут помочь решению ведущего вопроса. Иначе мы рискуем размельчить беседу по частным вопросам, свести ее к примитивной вопросо-ответной форме, преобладание которой в старших классах было бы уже ненужным школярством. Во всех приведенных выше примерах беседы учитель начинал ее с постановки общего вопроса.

Идет ли речь о развернутом обсуждении изложенного материала или о введении элементов обсуждения в ходе рассказа учителя, беседа всегда начинается постановкой вопроса перед всем классом. Затем наступает пауза — несколько мгновений для раздумывания. Вот поднялась одна, две руки. Не торопитесь вызывать самых активных: пусть подумают остальные. Поднялось еще несколько рук. Кому же дать первое слово? Лишь изредка, когда уж очень скуп бюджет времени на уроке, а вопрос труден, мы начнем с выступления сильного ученика. После него мало кто рискнет выступить: так полно и убедительно он осветил поставленный вопрос. Обсуждение может и остановиться на этом. Лучше дадим слово среднему ученику. После него многие выступят с уточнениями, дополнениями и даже возражениями. А ведь так важно с самого начала возбудить активность класса. Но обратим внимание и на тех, кто не поднимает руки. Это далеко не всегда от незнания, чаще от скромности, от робости, от нежелания «выставляться». Время от времени постараемся потревожить и таких «молчальников». Они нередко высказываются очень дельно, очень основательно, хотя и кратко. Похвалим их: в следующий раз они активнее и смелее включатся в беседу.