Активная умственная работа учащихся
Речь идет не только о простом напоминании учителем тех или иных фактов, выводов из пройденного, хотя и такое напоминание активизирует восприятие.
Речь идет о таком способе сообщения нового материала, при котором осмысленное восприятие нового осуществляется путем применения учащимися ранее полученных ими знаний. Так, изучение в 6 классе значительной части материала на уроке «Открытие морского пути в Индию» можно провести путем применения знаний, полученных школьниками на предыдущем уроке («Развитие техники в XV—XVI веках) и из ранее изученных тем («Развитие торговли в средние века», «Османская империя», «Индия в средние века» и др.). Именно таким способом выясняются причины и предпосылки географических открытий, т.е. обстоятельства, толкавшие европейцев на поиски морского пути в Индию (чем привлекала их Индия?), и условия, сделавшие в XV в. возможными дальние плавания в открытом океане. По ходу изложения нового материала учитель ставит перед школьниками вопросы проблемного характера, заставляющие их мобилизовать свои знания и необходимые для более углубленного усвоения нового материала. Вот эти вопросы:
- Что привело к развитию европейской торговли в XV в.?
- Почему европейцы могли теперь вывозить больше товаров на продажу?
- Какие изменения в технике производства произошли в XV—XVI вв.?
- Почему европейцы стремились расширить торговлю именно с восточными странами?
- Какими изделиями славились в средние века Индия и Китай?
- Кто в XV в. захватил торговые пути из Европы на Восток?
- Что позволило европейским мореплавателям выйти в открытый океан?
- Как изменилась техника кораблестроения и мореплавания?
-
Этот урок изложения нового материала методом яркого рассказа учителя с использованием стенной карты с аппликациями, карт и иллюстраций в учебнике проходит особенно оживленно, с вовлечением всего класса в активную умственную работу. Опора на ранее пройденный материал, постановка вопросов, заставляющих думать и применять имеющиеся знания, позволяют учителю не только закрепить, проверить и оценить знания учащихся (в том числе и знание материала заданного урока), но и добиться необычайного повышения уровня сознательности, активности и глубины восприятия и осмысливания нового материала.
Организуя восприятие нового материала и овладение им с помощью ранее усвоенных знаний, мы получаем возможность проверить степень усвоения заданного материала и умение им пользоваться. Так осуществляется соединение изучения нового с проверкой домашнего задания — не как нарочитый методический прием, а как естественный результат или как момент, связанный с одним из эффективных и активных способов изложения материала учителем и овладения им учащимися.
Такой способ работы имеет исключительное значение в овладении учащимися системой исторических знаний, развитии их мышления, формировании их взглядов.
Можно, например, на уроке «Нарастание революционного кризиса в России к 1917 г.» раскрыть учащимся в готовом виде все элементы и признаки революционной ситуации, изложив весь фактический материал в системе этих признаков: вот бедствия и нищета масс, доведенных до крайности, вот кризис «верхов» и т.д.
Но можно построить урок иначе. Рассказать о разорении сельского хозяйства, разрухе в промышленности и на транспорте, росте дороговизны, голоде, обострении классовых противоречий в стране, революционной стачечной борьбе, росте антивоенных настроений в армии, братании, массовом дезертирстве, исчезновении царистских иллюзий в массе крестьянства. Рассказать о росте оппозиционности буржуазных партий в Думе, о ноябрьской сессии Думы в 1916 г., распутинщине и министерской чехарде, о полной неспособности царского правительства управлять страной и довести войну до победы, об изоляции царского правительства, лишившегося поддержки даже буржуазно-помещичьих партий в думе, о двух заговорах.
После этого предложить самим учащимся определить, в чем выражались признаки революционной ситуации в России в 1917 г., подтвердив свои высказывания конкретными фактами. Это заставит учащихся вспомнить основные положения учения о революционной ситуации, вспомнить о революционной ситуации накануне 1905 г. и, мобилизовав эти знания, применить их к анализу и систематизации всего вновь изложенного на данном уроке материала. Результаты анализа фиксируем в виде краткой записи.
Начинающий учитель нередко предпочитает излагать сложный материал в старших классах лекционным способом, искренне полагая, что только в его собственном изложении этот материал может быть понят учащимися. Случается, что и опытный учитель страдает этим же недоверием к силам и знаниям учащихся: они, мол, позабыли старое, лучше им все напомнить и все рассказать.
Напрасно! Чем чаще будем мы на уроках истории упражнять школьников в применении имеющихся у них знаний к объяснению нового программного материала, тем прочнее и свежее будут знания учащихся, тем последовательнее сложатся они в систему исторических знаний. Чем настойчивее мы будем активизировать знания учащихся, тем скорее воспитаем у них правильное отношение к учению: урок по истории, заданный на завтра, надо учить не для того, чтобы завтра же его и забыть, знания по истории нужны надолго, их все время нужно применять, вспоминать, связывать с новым материалом, с современностью и это очень увлекательно, очень интересно.
От учителя зависит, чтобы знания учащихся по истории не уподоблялись ржавеющему хламу, покрытому давним слоем пыли. Знания должны быть подобны инструменту, острому и сверкающему, всегда готовому к ежедневной живой и увлекательной работе.
Умение пользоваться историческими знаниями — вот что должна унести с собой в жизнь молодежь, оканчивая среднюю школу. Многие исторические факты и даты из курса истории, конечно, будут забыты, но должен остаться правильный подход к вопросам общественно-политической жизни, умение разбираться в них.
Такое привлечение ранее усвоенных знаний при изучении нового обеспечивает органическое включение нового материала в систему ранее усвоенных знаний, чрезвычайную прочность усвоения (старые знания постоянно используются, применяются в связи с новым материалом), обеспечивает — и это, пожалуй, самое главное — систему знаний. При этом происходит не простое количественное накопление сведений, а новые знания, органически входя в систему уже накопленных знаний, качественно преобразуют эту систему, углубляя и расширяя старые знания.
Такое органическое включение новых знаний в систему уже имеющихся с качественным преобразованием последней мы называем кумуляцией знаний.