Активная умственная работа учащихся

Активная умственная работа учащихся
Могучим средством организации активной умственной работы учащихся в ходе изложения учителя, средством, обеспечивающим наибольшую степень понимания и усвоения нового материала, раскрытия исторических связей и закономерностей и формирования прочной системы исторических знаний, является привлечение ранее пройденного материала и ранее усвоенных знаний при изложении нового.

Речь идет не только о простом напоминании учителем тех или иных фактов, выводов из пройденного, хотя и такое напоминание активизирует восприятие.

Речь идет о таком способе сообщения нового материала, при котором осмысленное восприятие нового осуществляется путем применения учащимися ранее полученных ими знаний. Так, изучение в 6 классе значительной части материала на уроке «Открытие морского пути в Индию» можно провести путем применения знаний, полученных школьниками на предыдущем уроке («Развитие техники в XV—XVI веках) и из ранее изученных тем («Развитие торговли в средние века», «Османская империя», «Индия в средние века» и др.). Именно таким способом выясняются причины и предпосылки географических открытий, т.е. обстоятельства, толкавшие европейцев на поиски морского пути в Индию (чем привлекала их Индия?), и условия, сделавшие в XV в. возможными дальние плавания в открытом океане. По ходу изложения нового материала учитель ставит перед школьниками вопросы проблемного характера, заставляющие их мобилизовать свои знания и необходимые для более углубленного усвоения нового материала. Вот эти вопросы:

  • Что привело к развитию европейской торговли в XV в.?
  • Почему европейцы могли теперь вывозить больше товаров на продажу?
  • Какие изменения в технике производства произошли в XV—XVI вв.?
  • Почему европейцы стремились расширить торговлю именно с восточными странами?
  • Какими изделиями славились в средние века Индия и Китай?
  • Кто в XV в. захватил торговые пути из Европы на Восток?
  • Что позволило европейским мореплавателям выйти в открытый океан?
  • Как изменилась техника кораблестроения и мореплавания?
  • Этот урок изложения нового материала методом яркого рассказа учителя с использованием стенной карты с аппликациями, карт и иллюстраций в учебнике проходит особенно оживленно, с вовлечением всего класса в активную умственную работу. Опора на ранее пройденный материал, постановка вопросов, заставляющих думать и применять имеющиеся знания, позволяют учителю не только закрепить, проверить и оценить знания учащихся (в том числе и знание материала заданного урока), но и добиться необычайного повышения уровня сознательности, активности и глубины восприятия и осмысливания нового материала.

    Организуя восприятие нового материала и овладение им с помощью ранее усвоенных знаний, мы получаем возможность проверить степень усвоения заданного материала и умение им пользоваться. Так осуществляется соединение изучения нового с проверкой домашнего задания — не как нарочитый методический прием, а как естественный результат или как момент, связанный с одним из эффективных и активных способов изложения материала учителем и овладения им учащимися.

    Такой способ работы имеет исключительное значение в овладении учащимися системой исторических знаний, развитии их мышления, формировании их взглядов.

    Поэтому всюду, где это возможно, стройте урок истории так, чтобы применение ранее полученных знаний служило пониманию, углублению и систематизации нового материала, который излагается вами на уроке.

    Можно, например, на уроке «Нарастание революционного кризиса в России к 1917 г.» раскрыть учащимся в готовом виде все элементы и признаки революционной ситуации, изложив весь фактический материал в системе этих признаков: вот бедствия и нищета масс, доведенных до крайности, вот кризис «верхов» и т.д.

    Но можно построить урок иначе. Рассказать о разорении сельского хозяйства, разрухе в промышленности и на транспорте, росте дороговизны, голоде, обострении классовых противоречий в стране, революционной стачечной борьбе, росте антивоенных настроений в армии, братании, массовом дезертирстве, исчезновении царистских иллюзий в массе крестьянства. Рассказать о росте оппозиционности буржуазных партий в Думе, о ноябрьской сессии Думы в 1916 г., распутинщине и министерской чехарде, о полной неспособности царского правительства управлять страной и довести войну до победы, об изоляции царского правительства, лишившегося поддержки даже буржуазно-помещичьих партий в думе, о двух заговорах.

    После этого предложить самим учащимся определить, в чем выражались признаки революционной ситуации в России в 1917 г., подтвердив свои высказывания конкретными фактами. Это заставит учащихся вспомнить основные положения учения о революционной ситуации, вспомнить о революционной ситуации накануне 1905 г. и, мобилизовав эти знания, применить их к анализу и систематизации всего вновь изложенного на данном уроке материала. Результаты анализа фиксируем в виде краткой записи.

    Начинающий учитель нередко предпочитает излагать сложный материал в старших классах лекционным способом, искренне полагая, что только в его собственном изложении этот материал может быть понят учащимися. Случается, что и опытный учитель страдает этим же недоверием к силам и знаниям учащихся: они, мол, позабыли старое, лучше им все напомнить и все рассказать.

    Напрасно! Чем чаще будем мы на уроках истории упражнять школьников в применении имеющихся у них знаний к объяснению нового программного материала, тем прочнее и свежее будут знания учащихся, тем последовательнее сложатся они в систему исторических знаний. Чем настойчивее мы будем активизировать знания учащихся, тем скорее воспитаем у них правильное отношение к учению: урок по истории, заданный на завтра, надо учить не для того, чтобы завтра же его и забыть, знания по истории нужны надолго, их все время нужно применять, вспоминать, связывать с новым материалом, с современностью и это очень увлекательно, очень интересно.

    От учителя зависит, чтобы знания учащихся по истории не уподоблялись ржавеющему хламу, покрытому давним слоем пыли. Знания должны быть подобны инструменту, острому и сверкающему, всегда готовому к ежедневной живой и увлекательной работе.

    Умение пользоваться историческими знаниями — вот что должна унести с собой в жизнь молодежь, оканчивая среднюю школу. Многие исторические факты и даты из курса истории, конечно, будут забыты, но должен остаться правильный подход к вопросам общественно-политической жизни, умение разбираться в них.

    Такое привлечение ранее усвоенных знаний при изучении нового обеспечивает органическое включение нового материала в систему ранее усвоенных знаний, чрезвычайную прочность усвоения (старые знания постоянно используются, применяются в связи с новым материалом), обеспечивает — и это, пожалуй, самое главное — систему знаний. При этом происходит не простое количественное накопление сведений, а новые знания, органически входя в систему уже накопленных знаний, качественно преобразуют эту систему, углубляя и расширяя старые знания.

    Такое органическое включение новых знаний в систему уже имеющихся с качественным преобразованием последней мы называем кумуляцией знаний.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)