Презентации
  • Учебные материалы и презентации в помощь преподавателю
О роли компетентностей в системе начального образования
О роли компетентностей в системе начального образования

О роли компетентностей в системе начального образования

Васильева Л.А.,
г. Челябинск,
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 23

С начала 90-х годов в России началось развитие страны из закрытого в открытое общество, что стимулировало рост международного сотрудничества не только на федеральном, но и региональном и даже международном уровне.

Это нашло свое отражение в создании совместных предприятий с зарубежным партнерами, открытие отделений зарубежных университетов, участие в международных проектах.

Это коснулось всех слоев населения и возрастных групп, что отразилось на образовательном процессе в учебных заведениях, это и обусловило изменение требований, предъявляемых к учащимся в младшей и средней школе. [1: 291-295].

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества ученика как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Учащийся и в дальнейшем будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

В связи с происходящей в настоящее время сменой образовательной парадигмы возникает необходимость реализации в системе школьного образования компетентностного подхода.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций и привычки.

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:

  • Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.
  • Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и в семье.
  • Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
  • Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.

Существенно, что все компетентности требуют различных типов действия:

  • действовать автономно и рефлексивно;
  • использовать различные средства интерактивно;
  • входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них [3].

В структуре ключевых компетентностей, на наш взгляд, должны быть представлены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеклассных;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и прочее);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Предлагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей, а это – практически все развитые страны.

Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

По мнению Лебедева О.Е. [2:3-8], можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Компетентность обозначает уровень образованности, а также способность действовать в ситуации неопределённости. Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В заключении, хотелось бы заметить, что, к сожалению, очень часто компетентностный подход находит свое применение в вузах и старших классах школы, совершенно не придается ему значения на ранних этапах, в то время как компетентностный подход соответствует не только целям младшего школьного образования, но и объективным потребностям учащихся.

Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков учителей. Эти поиски связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования. Все эти идеи отражают попытки решить проблему мотивации учебной деятельности учеников, создать модель «учения с увлечением».

Компетентностный подход также позволяет избежать конфликтов между учащимися и педагогами. Несомненно, организация процесса обучения на основе компетентностного подхода требует применения новых технологий, активных форм обучения и самообразования, активизирующих познавательную, творческую и социальную деятельность обучающихся, ориентирующих учеников на самостоятельный поиск и усвоение необходимых знаний и прививающих им соответствующие умения.

Список использованной литературы:

  1. Гарагуля Ю.В. Компетентностная модель подготовки будущего учителя математики. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.// Школьные технологии.-2004.-№5. - С.3-12
  3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: «Мир книги». – 2001. – 14 с.
`