Ведущая идея урока

Ведущая идея урока

Рубрика: по истории
Метки:
На материале Франции мы еще не можем показать закономерность образования централизованного государства на определенном этапе развития феодального общества. Но содержание данного урока позволяет подвести учащихся к выводу о прогрессивности образования централизованного государства и усиления королевской власти сравнительно с феодальной раздробленностью не только с точки зрения экономического развития страны.

С указанными познавательными задачами урока неразрывно связаны и идейно-воспитательные. На материале урока мы воспитываем учащихся в духе уважения к трудовому народу Франции, формируем определенное отношение к феодальному государству. Только определив образовательно-воспитательные задачи урока, учитель сможет целенаправленно отобрать конкретный материал и дать ему правильное освещение. Так, идею прогрессивности образования централизованного государства и сильной центральной королевской власти он раскроет в зримых, убедительных образах, персонифицировав борющиеся общественные силы путем противопоставления двух исторических фигур — Людовика 11 и герцога Карла Бургундского. В личности Людовика 11 воплощены отвратительные черты: лживость, жестокость, вероломство. Но в развернувшейся борьбе он представитель «порядка в беспорядке» (Энгельс), носитель прогрессивного начала, глава объединяющейся Франции. Карл Бургундский носит благородное прозвище Смелого. Он в самом деле смел, решителен, прямодушен, верен слову, предпочитает открытую битву закулисным интригам. Но он вождь тех, кто стремится раздробить Францию на независимые области, вернуть ее назад, к временам феодальной раздробленности. Победа Карла отдала бы ослабленную Францию на разграбление и порабощение соседними государствами.

Задачи урока определяют методы и приемы его проведения: яркая характеристика борющихся персонажей и рассказ об их борьбе с привлечением художественных образов романа В. Скотта «Квентин Дорвард» (описание королевского замка, образы Людовика XI и Карла Смелого), с использованием иллюстрации в учебнике (школьники отметят выражение злорадства, хитрости, ума на лице короля), беседа, раскрывающая понятие централизованного государства, и сообщение учителя об орудиях и органах этого государства и т.д.

Идейным содержанием и образовательно-воспитательными задачами урока определяются не только методы работы учителя, но и методы самостоятельной работы учащихся: они должны под руководством учителя работать по карте, рассмотреть иллюстрацию, они сами должны сделать вывод о прогрессивности образования централизованного государства. (Кто же был прав в этой борьбе — коварный Людовик XI или Карл Смелый? Что могло случиться с Францией, если бы победили знатные феодалы во главе с Карлом Смелым? Что показала Столетняя война французскому народу? Почему народ хотел объединения Франции? И т.д.)

Таким образом, при внимательном анализе программного материала темы учитель наметит вполне конкретные образовательные и воспитательные задачи каждого урока.

На конкретном материале истории русских княжеств XII—XIII вв. учитель разрешит ряд идейно-образовательных задач, глубже раскрыв социально-экономические причины раздробления Руси, представив учащимся этот закономерный процесс обособления княжеств не как движение назад (было единое государство, стало раздробленным), а как дальнейший шаг в развитии страны, характеризующийся укреплением местных княжеств, ростом местных городских центров (сравним две карты в атласе: карту Киевской Руси до 1054 г. и карту русских княжеств до похода Батыя — как выросло число городов!), дальнейшим развитием феодального строя. Учитель покажет высокий уровень городской жизни, ремесла и культуры Руси (Галич, Холм, Новгород, Владимир) накануне монгольского нашествия.

Ведущей идеей этих уроков является ценнейшая в воспитательном отношении идея единства Русской земли. Учащиеся убедятся, что в период феодального раздробления эта идея продолжала жить и в сознании народных масс, и в политической лирике «Слова», и в местных летописях, и в изобразительном искусстве, и в княжеских съездах, и в объединительных попытках Андрея Боголюбского.

Идея урока должна быть доступно и наглядно раскрыта для учащихся на конкретных, убедительных фактах. Их отбор, расположение, методика преподнесения должны служить раскрытию идейного содержания урока, решению его образовательных и воспитательных задач.

Например, основные задачи темы «Отечественная война 1812 г.» заключаются в том, чтобы показать героическое сопротивление русского народа и его армии как основную причину разгрома Наполеона в его захватнической войне и раскрыть превосходство полководческого искусства М. И. Кутузова.

Реализация этих задач на уроке требует определенного отбора и расположения материала, применения соответствующих методических приемов. Соответственно идейному замыслу этих уроков учитель отберет материал, убедительно раскрывающий значение Бородинского боя, использует выразительные цифровые данные о потерях русских и французов, приведет один-два эпизода героической борьбы русских на Бородинском поле.

Для раскрытия идейного содержания урока учитель использует и соответствующие методические средства: схематический план Бородинского боя поможет ему раскрыть полководческий замысел Кутузова и ошибки Наполеона.

Ярким, увлекательным рассказом учитель запечатлеет в сознании учащихся героизм и мужество русского народа.

Объяснение смысла и значения тарутинского маневра потребует работы на карте и мелового чертежа на классной доске. Подготовленный Кутузовым план разгрома Наполеона может быть убедительно раскрыт путем использования исторического документа: приказов, донесений, писем Кутузова *.

Но как научиться выявлять основную идею урока и намечать его образовательные и воспитательные задачи? Неправильно было бы думать, что это умение вырабатывается лишь в результате долголетнего опыта. Каждый начинающий учитель истории может овладеть этим умением при условии систематической и вдумчивой подготовки к урокам.

Ведущая идея урока, его образовательные и воспитательные задачи определяются каждый раз вполне конкретно, исходя из программного материала. Методика не может предусмотреть всего разнообразия уроков и дать готовый рецепт для каждого из них. Она дает лишь общие указания, руководствуясь которыми учитель сможет самостоятельно подойти к правильному раскрытию идейного замысла и задач урока.

Прежде всего, необходимо не только подготовить изложение факта, но продумать его образовательное и воспитательное значение для учащихся. Путем анализа важнейших фактов (этот анализ учитель найдет в научной литературе) необходимо раскрыть сущность исторических явлений, их закономерность, их историческое значение. Основное идейное содержание урока, его образовательные и воспитательные задачи могут быть правильно намечены лишь путем раскрытия сущности, закономерности, причин, результатов, значения, оценки исторических явлений, изучаемых на уроке.

Так, идейное содержание и задачи темы «Восточная Европа в XII и в начале XIII века» заключаются в раскрытии закономерности и прогрессивности обособления русских княжеств и укрепления местных городских центров, а урок о монгольском нашествии призван показать главное — причины поражения Руси в борьбе с завоевателями, героическое сопротивление русского народа и его значение для исторических судеб европейской цивилизации.

Идейные задачи урока могут быть раскрыты и путем связи излагаемого материала с современностью, разумеется, в тех случаях, когда эта связь определяется содержанием материала.

В объяснительной записке к программе учитель найдет указания о руководящих идеях важнейших тем, об идейно-воспитательных задачах, которые он разрешает на материале курса. Существенную помощь в определении учебно-образовательных и воспитательных задач урока окажут методические пособия, специальная методическая литература. Вдумчивое изучение и анализ текста учебника помогут учителю правильно наметить идейное содержание урока и его воспитательные задачи.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)