Учебные пособия по региональной географии

Учебные пособия по региональной географии
Помимо учебника в состав учебно-методического комплекса входят учебные пособия: методические рекомендации для учителей, хрестоматии для учителей и учащихся, атласы, тетради на печатной основе, пособия по экологии регионов, наборы диапозитивов и другие пособия.

Методическим пособием для учителей могут служить работы монографического характера по региональной географии, созданные в разные годы ведущими географами страны. Например, книга А. А. Минца «Подмосковье. Экономико-географическая характеристика» (М., 1961).

Специальные методические рекомендации для учителей, как правило, содержат разделы, раскрывающие теоретические основы изучения географии области (края, республики), особенности поурочно-тематического планирования содержания, примерные разработки уроков применительно к программе общеобразовательных учреждений и для углубленного изучения географии своего региона. В них часто помещают приложения с различными данными по географии края, списки литературы по краеведению.

Так, в первой части пособия «Методика изучения географии Нижегородской области» (авторы Н.Ф. Винокурова, Г.А. Игнатьева и др. — Нижний Новгород, 1992) рассматриваются проблемы краеведческого подхода в методике преподавания географии, особенности курса «География Нижегородской области» и учебника, формы и методы организации учебной деятельности школьников. Вторая часть посвящена практике преподавания курса, приведены рекомендации к проведению отдельных уроков. В методическом пособии «Изучение географии Амурской области» (автор Н.Г. Павлюк. — Благовещенск, 1994) подчеркивается актуальность краеведческого принципа в обучении географии и приведены довольно подробные методические рекомендации и указания к урокам, содержащие много дополнительного материала для подготовки учителя.

Специальные учебные пособия содержат рекомендации по проведению различных видов топографических, геологических, геоморфологических, метеорологических, гидрологических, почвенных, ботанических и экономико-социальных географических исследований. Эти пособия создаются в основном для студентов-географов и учителей географии. Они являются хорошим подспорьем в краеведческой подготовке учителя, служат справочником при организации краеведческих исследований школьников. Примером может служить учебное пособие «Изучаем свой край» под общей редакцией Г.П. Долженко (Ростов-на-Дону, 1992), в котором приведены конкретные задания для наблюдений за компонентами природы, приемы съемки планов местности, изучения геологических обнажений, планы экономико-географического анализа объектов экономической и социальной географии. Кроме того, в пособии содержатся краеведческие сведения, позволяющие студентам и учителям географии познакомиться с особенностями природы и хозяйства Ростовской области.

Атласы по географии областей (краев и республик) постоянно совершенствуются по структуре и содержанию. Некоторые из этих учебно-справочных пособий предназначены не только для школьников, но и ориентированы на работу с ними студентов, краеведов, туристов, работников хозяйственных и других организаций. Например, атлас Калужской области, разработанный Лабораторией комплексных территориальных исследований МПГУ им., И.В. Ленина совместно с Производственным картосоставительским объединением «Картография» (1992 г.), отличается богатством картографического и статистического материала, который достаточно полно отражает как географические, так и некоторые историко-географические сведения о Калужской области.

Примером атласа, предназначенного только для школьников, может служить атлас «Люби и знай свой край: Для школьников Хабаровского края и Еврейской автономной области Российской Федерации» (М., 1993). Этот атлас необычен, очень красочен, содержит большую информацию. Помимо карт в него включено много рисунков растений, животных, ландшафтов Хабаровского края, изображений коренных народов края в национальных костюмах, образцов природных ресурсов и результатов хозяйственной деятельности населения края. В атласе помещены небольшие тексты и чертежи, содержащие дополнительную информацию о природе, истории и населении края. В атласе есть специальная рубрика — «Что читать о Хабаровском крае и Еврейской автономной области», содержащая большое число наименований географических научно-популярных произведений.

Атлас «Люби и знай свой край» разработан преподавателем педагогического института Е.А. Бородиной (г. Комсомольск-на- Амуре), под руководством которой работали студенты. Они принимали участие в разработке специального для школьников содержания карт, в оформлении карт и таблиц. Привлечение к работе над атласом студентов позволило учесть психолого-педагогические особенности школьников младшего и среднего возраста, которым предназначено это учебное пособие.

Учебные пособия по экологии регионов раскрывают изменения природы в границах той или иной области, характеризуют природные ресурсы, описывают заповедники, заказники, памятники природы, дают рекомендации и советы по поведению в природе. Примером может служить учебное пособие для средней школы «Охрана природы Амурской области» (Благовещенск, 1989), созданное авторским коллективом преподавателей Благовещенского педагогического института под руководством проф. Н.К. Шульмана. В этом пособии много иллюстраций растений и животных, подлежащих охране, в приложении приведен перечень тех из них, которые занесены в Красную книгу. Интересен и раздел, названный «Краткая природоохранительная азбука».

Частью учебного комплекса по региональному курсу «Москвоведение» является новое пособие для учащихся 8—9 классов «Экология Московского региона» (М., 1995), авторы — В.Р. Битюкова, И.Н. Волкова и др. Структура пособия оригинальна: в начале раскрывается история природопользования в Московском регионе, затем под углом зрения геоэкологии рассматриваются современное хозяйство и природа, далее характеризуется состояние окружающей среды в регионе. Значительная часть пособия отведена описанию экологической ситуации округов Москвы и регионов Московской области. Как и все современные пособия для учащихся, книга имеет хороший методический аппарат, позволяющий организовать интересную познавательную деятельность школьников по экологическим исследованиям своего региона.

Хрестоматии и книги для чтения по краеведению дополняют комплекс пособий по региональной географии, содержат интересные и малоизвестные школьникам сведения о природе, населении, хозяйстве, городах родного края. В пособиях этого жанра широко используются произведения поэтов и писателей, приводится немало прекрасных описаний страноведческого характера, что оказывает большое воздействие на развитие эмоциональной сферы личности школьника, расширяет его общий кругозор, возбуждает интерес к краеведению.

В некоторых регионах хрестоматии краеведческого содержания созданы более десяти лет назад. Так, пособие «Хрестоматия по географии Амурской области»/

Учеными-географами Вологодского педагогического института составлено замечательное пособие «Книга для чтения по географии Вологодской области» для учащихся 6—9 классов под общей редакцией С.Н. Прасловой. Уже сами названия разделов и глав — «Седая старина», «Открыватели Русской Америки», «Вологодские картографы», «Сибирские посланцы» (о растениях местной тайги), «Северная Магнитка», «Вологда — ворота Русского Севера» и др. — вызывают интерес читателя. Этот интерес к географии и истории родного края школьники могут удовлетворить, обратившись к книгам, список которых приведен в конце пособия.

Новые, оригинальные хрестоматии краеведческого содержания подготовлены и изданы МИРОСом, который разработал новую концепцию школьной географии и начал воплощать ее в жизнь. В серии хрестоматий по географии России под девизами «Образ страны — Россия, Русь» и «Края и земли» вышла из печати хрестоматия, составленная А.Н. Замятиным и Д.Н. Замятиным, — «Русские столицы Москва и Петербург» (М., 1993). Это пособие адресовано авторами для занятий в специализированных учебных заведениях, а также всем, кто интересуется «малой географией».

Построение хрестоматии нетрадиционно для школьной географии, оно основано на принципе «сюжетного» изложения материала. Например, очерки о Москве носят такие названия: «Между днепровским югом и верхневолжским севером», «Центр православия», «На границе двух континентов» и т.д. В хрестоматии широко использованы русская поэзия, описания путешествий по России, мемуары, дневники, письма. Учебное пособие прекрасно оформлено картинами и литографиями, иллюстрациями русских художников к литературным произведениям. В конце приведены обширные указатели географических названий, имен национальностей, народов, племен, этнических групп жителей городов, указатель имен людей, мифологических имен и имен литературных персонажей. Несомненно, что появление подобных оригинальных учебных пособий обогатит комплекс книг по региональной географии, будет способствовать гуманизации географического образования.

Помимо книг и атласов по «малой географии», во всех регионах России создано немало и других типов учебных пособий. Это кино- и видеофильмы (например, телестудия Новокузнецка создала несколько видеофильмов по краеведению), серии диапозитивов (например, по географии Амурской области), пакеты дидактических материалов и рабочие тетради (например, по москвоведению). Все эти пособия в комплексе с охарактеризованными выше создают хорошую базу для изучения географии своего региона. В школах учителями географии, большинство из которых истинные краеведы, накоплен богатый материал по родному краю, составляющий основу для создания в каждой школе учебно-методического комплекса по региональной географии.

На занятиях по краеведению необходимо закрепить у студентов умение пользоваться методами географического исследования, одним из которых является литературный, т.е. работа с литературными источниками, которая предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории, в том числе учебных пособий и хрестоматий по географии своей области.

Начинать работу с литературными источниками следует с анализа научной литературы в различных печатных изданиях, знакомство с которыми необходимо для теоретических обоснований в краеведческих исследованиях.

При этом важной частью работы является составление библиографии краеведческой литературы. Краеведческая литература — это любого рода произведения печати, независимо от места, языка и формы издания, посвященные какому-либо краю.

При составлении библиографии можно пользоваться книжными летописями, летописями журнальных статей, газетой «Книжное обозрение», где на протяжении многих лет регистрируется вся издаваемая в стране литература.

Составлять библиографию целесообразно на карточках. Это позволяет не только постепенно в течение года накапливать богатый краеведческий материал, но и составлять его краткую аннотацию и указания, как данная работа может быть использована в практике школы.

Оборотная сторона.

В книге раскрыты теоретические основы краеведения, дается его определение, освещено значение в образовании и воспитании. Разбираются основные организационные формы изучения края и методы использования краеведческого материала в преподавании географии. Может использоваться при организации учебной программной краеведческой работы в школе.

Книга двух, трех, четырех авторов описывается под фамилиями всех авторов, но если авторов больше четырех, книга описывается под заглавием, затем перечисляются фамилии трех первых авторов и ставится «др».

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)