Работа с учащимися по овладению приемами записи

Работа с учащимися по овладению приемами записи
Обучение школьников простейшим формам записи на уроках истории начинается с 5 класса, когда учитель записывает на доске, а учащиеся в своих тетрадях тему и план урока (точнее, план изложения нового материала). Чтобы избежать записи еще неизвестных, а следовательно, непонятных слов и выражений, лучше пункты плана сообщать по мере изложения.

Вслед за записью каждого очередного пункта школьники записывают новые исторические термины, имена, даты, выписанные учителем на классной доске, воспроизводят с доски меловые эскизные зарисовки. В составлении такого простого плана участвуют и школьники. Изложив небольшую часть материала, учитель спрашивает: о чем же мы узнали? Как же мы запишем эту часть моего рассказа?

С течением времени содержание таких поурочных записей становится все богаче, начинают появляться заголовки подпунктов, постепенно простой, краткий план начинает превращаться в более развернутый.

В 6 классе на некоторых уроках учитель, излагая материал по частям, записывает на доске более или менее развернутый план только что изложенного, а учащиеся заносят его в свою тетрадь по истории. К составлению такого плана он привлекает и самих учащихся, предлагая им придумать краткие формулировки записей.

Опыт показывает, что в 7 классе уже можно постепенно начать переход к самостоятельной краткой записи содержания рассказа учителя. Но делать это следует так, чтобы каждый новый шаг в овладении приемами самостоятельной записи учащиеся делали под руководством учителя. Только после этого можно давать задания на самостоятельную работу.

На первых уроках истории учащиеся 7 класса ведут запись только по указанию учителя: это важнейшие даты, некоторые факты, конкретизирующие соответственный текст учебника, краткие формулировки выводов, зарисовки с доски и пр.

В дальнейшем этих записей становится больше, до страницы за урок. И в 7 классе пункты плана лучше давать не в начале урока, а по мере изложения: они расчленяют запись, придают ей структурное оформление. Широкие поля, немногословные записи, перечень (столбиком) причин или результатов исторических событий, их цифровая или буквенная нумерация — таковы первоначальные приемы, которыми овладевают школьники под руководством учителя понемногу на каждом уроке.

Но вот наступает момент, когда целесообразно посвятить значительную часть урока обучению приемам самостоятельной записи рассказа учителя. Сделаем это на уроке «Великий Новгород». Ведем рассказ в рамках учебника и в той последовательности, в какой он дан в учебнике. Рассказываем медленнее, чем обычно. Учащиеся следят за рассказом учителя по тексту учебника. Закончив изложение по первому вопросу параграфа («Новгородская земля»), предлагаем учащимся дать заголовок этой части. Лучший, т.е. наиболее точный, краткий и содержательный, вариант записываем в тетради как первый пункт плана: 1) «Великий Новгород и его владения».

Работаем дальше: что рассказано учителем по первому вопросу? Как можно коротко определить географическое положение коренных новгородских земель? Из предложенных формулировок записываем самую сжатую: «Коренные владения вокруг оз. Ильмень». Нужно ли перечислять владения Новгорода на севере? Ведь у нас есть карта. Запишем: «Огромные владения на севере». Так же кратко характеризуем выгодное географическое положение Новгорода на торговых путях того времени, его деление на две стороны и пять концов; записываем названия двух концов (Плотницкого и Гончарского), чего нет в учебнике.

Несколько иначе фиксируется содержание второго вопроса: 2) «Население Новгорода». Вначале записываем названия двух больших групп: «лучших» и «черных» людей; затем двумя столбиками учащиеся дают перечень различных слоев населения, относящихся к этим двум группам. Наша запись приобретает структурный характер.

И так ведем подробный, развернутый план рассказа учителя, пункт за пунктом. Возможно, мы не успеем рассказать весь материал параграфа: часть текста школьники разберут дома самостоятельно. Минут за 10 до конца урока прекращаем составление плана. Предлагаем одному из учащихся, пользуясь этим подробным планом, рассказать содержание первого пункта; вызываем, если нужно, второго учащегося для повторного, более подробного рассказа. И так по конспективной записи восстанавливаем содержание рассказа учителя. Обращаем внимание учащихся, что формулировки в их рассказе полнее формулировок сжатой, конспективной записи, в которой иногда одно слово должно напомнить о целом факте, а одна или несколько фраз заменят устный рассказ о нем.

Отсюда выводим правило: при ведении подробного плана избегать дословной записи, фиксируя только то, что должно помочь запоминанию материала.

Работа с учащимися по овладению приемами записи продолжается и в 8, и в 9 классах. Учащиеся осваивают новые приемы, в частности прием разделения страницы вертикальной чертой на две половины для записи сравнений или противопоставлений по пунктам двух событий, двух течений, двух теорий, например: «Революция 1789 г. во Франции и революция 1848 г. в Германии», «Индустриализация капиталистическая и индустриализация социалистическая» и пр.

В 9-11 классах, где все чаще имеет место школьная лекция, выходящая по содержанию за рамки учебника, учитель предлагает учащимся вести самостоятельную запись вслед за изложением учителя. Разумеется, такой самостоятельной записью учитель продолжает руководить, выделяя словесной разрядкой, голосовым нажимом, более медленным темпом материал, требующий записи, в отдельных случаях прямо указывая, что именно следует записать, подсказывая наиболее точные и компактные формулировки, приемы записи («Запишите это столбиком», «Нумеруйте перечень причин», «Разделите страницу вертикальной чертой пополам», «Подчеркните это пожирнее», «Вынесите эту дату еще раз на поля тетради» и т.п.).

Составление плана и ведение самостоятельных записей представляет собой один из способов осмысливания излагаемого материала. При подготовке домашнего задания по учебнику учащиеся, пользуясь записями, сделанными в классе, вспоминают рассказанное учителем. Таким образом происходит самостоятельная синтезирующая работа обогащения материала, воспринимаемого из учебника, материалом из рассказа учителя и обеспечивается более глубокое понимание внутренних связей между изложенными явлениями благодаря структурной записи, в которой эти связи (причины, результаты, сравнение, противопоставление) выделены, подчеркнуты.

В повседневной работе учитель истории заботится не только о том, чтобы правильно и умело применять различные методы изложения — рассказ, описание, характеристику, но и о том, чтобы помочь школьнику овладеть этими методами, научить его рассказывать об исторических событиях, уметь описывать исторические явления, давать характеристику, анализировать исторические факты и аргументировать выводы. Каждый метод устного изложения, применяемый учителем на уроках истории, является не только методом сообщения знаний, но и образцом, показом для учащихся, овладевающих этим методом.

В методике всякого обучения важное место занимает показ обучающим той или иной деятельности, операции (умственной или технической) и воспроизведение этого показа обучаемым. В методике преподавания истории наблюдается явная недооценка показа, связанная, может быть, с тем обстоятельством, что формирование умений и навыков рассматривается не как неотъемлемая сторона обучения истории, а как некая дополнительная, второстепенная задача, осуществляемая от случая к случаю. За последнее время мы нередко третируем «простое воспроизведение» учащимися рассказа учителя, забывая о том, что в применении к истории речь идет о воспроизведении далеко не простого материала и далеко не простых умственных операций.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)