Прием сравнения

Прием сравнения
Примером использования иллюстрации для овладения новым понятием, закрепления и применения знаний может служить работа над понятиями, характеризующими древнегреческую скульптуру, — портик, фронтон, колонны дорические, ионические, коринфские,— проводимая в школах города Тулы.

Древнеримские колонны

После ознакомления с этими элементами в учебнике на доске (и в тетрадях учащихся) записываются новые термины. Затем школьники упражняются в усвоении новых понятий, пользуясь по указанию учителя другими иллюстрациями в учебнике. Они находят фронтоны, портики и определяют вид колонн (термины «ордера «стиль» не вводились), осуществляя одновременно и закрепление новых понятий и их применение к познанию новых объектов. На дом учащиеся получают задание: выяснить, колонны какого вида украшают общественные здания нашего города (каждое пионерское звено получает свой объект «исследования»).

Прием сравнения применяется при решении различных по характеру познавательных задач по иллюстративному материалу. Прежде всего, сравнение двух или более иллюстраций помогает выявить существенные признаки, особенности нового явления, изображенного на рисунке (сравнить каравеллу с нормандской ладьей и т.п.), выяснить то новое, что явилось результатом исторического развития. Так, изучая древнеримскую архитектуру, школьники внимательно рассмотрят иллюстрации и установят, что общего в этих трех архитектурных сооружениях, затем сравнят триумфальную арку в Риме с львиными воротами в Микенах, с входом в Акрополь: что нового появилось в римской архитектуре сравнительно с архитектурой древних греков?

Иллюстрации

Но логическая операция сравнения может служить решению и более сложных познавательных задач на наглядном материале. Так, при изучении культуры средневековой Индии учитель организует анализ архитектурного памятника по рисунку в учебнике: назвать основые элементы мавзолея Тадж-Махал. Как называется верхняя часть этого сооружения? Высокие узкие башни по углам здания? Похож ли мавзолей на индийские храмы XI— XII вв.? Какие храмы напоминает мавзолей? Сравнить его с арабской мечетью в Каире. Какая религия была у арабов? Чем же объяснить, что в XVII в. в Индии появляются здания, построенные, как мусульманские мечети? Делаем вывод: мусульманские завоевания оказали большое влияние на архитектуру Индии. По приказу мусульманских султанов и императоров в Индии строили мечети и мавзолеи. В этих постройках сочетались индийские резные украшения и заимствованные у арабов арки, купола, минареты.

Так, путем активной работы учащихся по иллюстрациям (анализ, сравнение, привлечение фактического материала о мусульманских завоеваниях в Индии) решены довольно сложные задачи: проведена, пусть элементарная, характеристика архитектурного памятника как произведения искусства определенной исторической эпохи в определенной стране и усвоено содержание одного из наиболее сложных вопросов параграфа в учебнике.

По содержанию иллюстративного материала мы различаем:

Изображения подлинных вещественных памятников прошлого. Сюда относятся:

  • а) изображение отдельных предметов или их фрагментов — орудий труда, предметов быта, вооружения;
  • б) изображения архитектурных памятников в их современном виде (развалины) и других произведений искусства (репродукции картин, скульптур, рельефов, рисунков на папирусе, миниатюр, современной гравюры).
  • Хочется отметить, что иллюстрации, относящиеся к этой группе, весьма разнообразны и могут быть использованы не только в качестве объекта для анализа, сравнения, выводов, но и как средство эстетического воспитания и эмоционального воздействия на учащихся, особенно если учитель при работе с иллюстрацией привлечет образы художественной литературы.

    Интересную познавательную задачу можно дать учащимся в 5 классе — «Высеченные на камне надписи иероглифами». Кратко рассказав о находке Розеттского камня и о научном подвиге Шампольона, которому удалось прочитать имена трех царей, начертанные иероглифами в овальных рамках, учитель вывешивает на доску самодельную таблицу с 12 иероглифами и с указанием их буквенного значения и предлагает школьникам, пользуясь таблицей, «расшифровать» таинственные надписи. «Попробуем и мы прочитать эти надписи». Учащиеся с увлечением принимаются за работу. Через две-три минуты лес рук извещает о том, что «тайна иероглифов» в учебнике разгадана. Это оказались имена: Птолмайс (Птолемей) и Клеопатра. Так мы «читаем» на уроке древнеегипетские иероглифы.

    Разновидностью иллюстративного материала в учебниках истории являются документальные фотоснимки и зарисовки очевидцев; этот вид иллюстрации относится в основном к событиям XIX—XX вв. и используется главным образом в старших классах.

    Применение иллюстраций в старших классах не ограничивается задачей создания конкретных представлений об эпохе. Документальный иллюстративный материал служит в этих классах наглядной опорой для серьезных выводов и обобщений. В этом случае на основе иллюстрации целесообразно развернуть беседу с учащимися.

    Баррикады

    Используем фотоснимки с изображением московских баррикад в декабре 1905 г. Из чего сложены эти баррикады? Похожи ли они на баррикады в Париже в июне 1848 г., которые мы рассматривали в 8 классе? Могли ли такие заграждения спасти от пуль, а тем более от снарядов? Разумно ли было сражаться на такой баррикаде дружине в 15—25 человек? Каково же назначение таких баррикад? (Они парализовали движение конницы и артиллерии Дубасова, служили средством маскировки для маленьких групп из двух — пяти дружинников.) Какая же тактика оказывалась наиболее целесообразной в этих условиях?

    Вообще, в старших классах, как правило, отпадает необходимость в педантичном руководстве рассмотрением иллюстрации шаг за шагом, во всех деталях, разумеется, если в свое время мы научили их вдумчивому подходу к наглядному материалу. В этом случае мы можем положиться на их молчаливое разглядывание предложенной иллюстрации, ограничиваясь отдельными указаниями: «Обратите внимание на существенную деталь...» — или пояснениями: «Сидящий справа, в очках — русский писатель-народник Степняк-Кравчинский, автор романа «Андрей Кожухов».

    Учащиеся этого возраста умеют быстро разобраться в содержании иллюстрации, и главная задача учителя заключается в том, чтобы помочь им сделать необходимые выводы и обобщения.

    Одна из трудностей, с которой сталкивается учитель в старших классах, заключается в чрезвычайной бедности иллюстративного материала, которым он располагает, особенно по новой и новейшей истории.

    В поисках необходимого дополнительного иллюстративного материала учитель, работающий в старших классах, обращается к иллюстрированным периодическим изданиям — к журнальной и газетной иллюстрации. Одно из существенных преимуществ этих иллюстраций — их политическая злободневность. Привлечение их на уроке помогает связать материал с современностью в самой доступной, наглядной форме. Большим преимуществом газетной и журнальной иллюстрации является ее документальный характер. Это не репродукция с картины художника и не школьная учебная картина, а фоторепортаж, отразивший подлинные события в различных странах мира и поэтому особенно убедительный для учащихся старших классов. Существенное значение имеют и указания на источник, которыми снабжена каждая вырезка.

    Учащиеся убеждаются, что большинство интересных вырезок, рассмотренных ими на уроке, взято из знакомых и доступных им газет. Они начинают внимательно вглядываться в содержание иллюстраций в периодических изданиях. Каждый учитель имеет возможность постепенно накоплять наглядный материал по курсу, внимательно отбирая иллюстрации из газет и журналов. Полезно обратиться к самим учащимся: они принесут в класс множество вырезок из журналов, газет. Отобрав наиболее ценное, можно составить неплохие тематические альбомы, создать витрины, переснять и увеличить отдельные снимки для фронтального использования в классе.

    Иллюстрации, вырезанные из газет и журналов (с точным указанием источника и даты), следует наклеить на плотную бумагу, используя с этой целью листы из тетрадей для рисования. Материал, разобранный по темам и странам, хранится в обыкновенных папках. В ходе рассказа учитель обносит лист с иллюстрацией по классу или передает учащимся. Передача иллюстраций с парты на парту в условиях работы в 9 и 10 классах не нарушает порядка на уроке. Ежедневно, из года в год, накапливая наглядный материал, учитель должен помнить, что отраженные в иллюстрациях события сегодняшнего дня с течением времени становятся историческим прошлым. Конечно, некоторая часть иллюстраций со временем потеряет историческую значимость. Зато другие приобретут ценность как документальное изображение, зафиксированное по горячим следам событий.

    Комментировать

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    Авторизация Войти через loginza

    (обязательно)