Педагогическая организация изложения материала

Педагогическая организация изложения материала
Психолого-педагогические наблюдения свидетельствуют, что при учебном слушании сравнительно легко осуществляется непосредственное контекстное понимание текущего устного изложения, но осознание структурных логических связей всего излагаемого материала в целом оказывается затрудненным.

Структурному пониманию при устном изложении мешают выше указанные особенности устной речи, которые с дидактической точки зрения являются ее недостатками. Профессор А. П. Болтунов, работавший в области педагогической психологии, писал: «Нужна сравнительно очень высокая культура умения слушать, чтобы слушание со ступени контекстного понимания поднять на ступень структурного понимания текущего устного изложения».

Значит ли это, что изложение материала учителем должно быть рассчитано лишь на контекстное понимание и что структурное понимание в силу психологических особенностей слушания должно быть отнесено к самостоятельной работе в стенах вуза?

Нет, не значит. Педагогический опыт свидетельствует, что при правильной организации процесса учебного слушания даже школьники средних классов, не одиночки, а целые классы, могут быть подняты на уровень структурного понимания. Что для этого необходимо? Для этого необходимы, во-первых, правильная педагогическая организация слушания, во-вторых, педагогически правильное построение самого изложения и, в-третьих, организация и руководство записью излагаемого материала.

Педагогическая организация слушания достигается путем:

  • сообщения учащимся задач урока, его целевой установки, узловых моментов в изложении учителя («А сегодня мы узнаем о том, какие науки возникли в древнем Египте, узнаем, почему возникли именно эти науки, узнаем о том, что египтяне писали особыми знаками-рисунками и как ученые через три тысячи лет разгадали эти таинственные надписи»), путем четкой постановки познавательной задачи;
  • возбуждения интереса к предстоящему изложению, указанию на важность или трудность вопроса, на необходимость приложить усилия для его понимания;
  • указания путей к пониманию и усвоению вопроса (на что обратить внимание в рассказе учителя, что вспомнить из пройденного).
  • Но задача заключается в том, чтобы самый характер изложения облегчал учащимся понимание внутренней связи излагаемого в целом. Для этого необходимо, чтобы учитель излагал материал систематично и последовательно, по возможности подчеркивая план своего изложения, членение рассказа на звенья (по этапам развития изучаемых событий, явлений, по объектам изучения и т. п.), чтобы учащимся было ясно: вот закончилось изложение одного вопроса (одного этапа событий и пр.), вот начинается изложение следующего.

    Иногда полезно подытожить изложенную часть материала и указать переход к следующему вопросу. Например: «Итак, мы узнали о поражениях французских феодалов в начале Столетней войны. А теперь посмотрим, что принесла война трудящимся Франции». Или: «Правительство считало, что после поражения Пугачева под Оренбургом с восстанием на Яике покончено и не сегодня-завтра его вожди будут схвачены, а участники рассеяны. Но правительство ошибалось: отряды восставших направились на север, в горы Урала, поднимая горнозаводских рабочих, крестьян и башкир. Начался новый, еще более грозный для дворян этап восстания».

    Такие заключения по пунктам плана помогут скрепить логический костяк урока.

    Переход от одного вопроса к другому может быть сделан и в форме постановки вопроса (какова же была позиция самих помещиков-дворян в вопросе о предстоящей крестьянской реформе?).

    Опыт показывает, что осознанию логического плана изложения и закреплению излагаемого материала помогает план изложения, доведенный до учащихся. Поэтому во всех классах, с 5 по 11, полезно сообщать учащимся план урока.

    Осознанию общей связи изложенного материала чрезвычайно помогает мысленный обзор рассказанного на уроке. В 5-6 классах его можно делать по частям (о чем мы узнали? А теперь о чем узнали?), подводя затем общий итог в конце урока. А в старших классах такой обзор материала урока необходимо проводить в его итоговой части в форме заключительной беседы (или в форме резюмирующего заключения учителя), содержанием которой должно служить не воспроизведение отдельных моментов изложенного материала, отдельных событий, а восстановление в памяти учащихся связи, смысла, значения исторических событий к явлений, о которых рассказывал учитель. Такие систематические обзоры в конце урока, восстановление костяка урока в целом, в главном служат прекрасным и незаменимым средством воспитания исторического мышления учащихся. Крайне важно, чтобы аналогичный мысленный обзор содержания параграфа учащиеся привыкли производить при подготовке урока дома. К этому их следует приучать уже с 5-6 классов, обращая внимание на содержание и заголовки отдельных пунктов параграфа и их связь между собой. Осознанию логической структуры излагаемого материала служат и самостоятельные записи.

    Наконец, существенное значение имеет и манера изложения. Излагая важнейший материал более замедленным, а второстепенные детали несколько более быстрым темпом, подчеркивая интонацией особо важные положения и выводы, учитель поможет школьникам усвоить основное содержание урока, выделить главное.

    Неумение учителя владеть интонацией с целью выделить главное, подчеркнуть логику изложения является одним из серьезных недостатков.

    Интонационная структура устной речи должна соответствовать ее логической структуре; интонационные ударения должны подчеркивать смысл произносимой фразы, облегчать учащимся понимание. Отсутствие интонационного подчеркивания обусловливает монотонность изложения, значительно снижает интерес к уроку. При этом многие смысловые моменты не доходят до учащихся, не осознаются ими.

    Другой недостаток — несоответствие интонационных ударений логической структуре фразы, когда интонационному подчеркиванию подвергаются не те части предложения, которые по смыслу следовало подчеркнуть, — также чрезвычайно затрудняет восприятие. В одних случаях имеет место однообразный голосовой нажим на начало каждой фразы или, наоборот, на ее окончание, независимо от смысла, в других случаях — ускорение темпа в конце длинной фразы, сопровождаемое к тому же понижением, западанием голоса; преподаватель, как говорят, «проглатывает» конец фразы. Это серьезный недостаток, который необходимо преодолеть без остатка. Этого может добиться каждый.

    Можно рекомендовать: внимательно изучать произведения классиков, текст которых отличается исключительной логической выразительностью; глубоко осмыслить логику каждой фразы и овладевать ею; упражняться в интонационном подчеркивании текста, читая вслух; приучать себя к правильному произношению: говорить не торопясь и так, чтобы учащиеся отчетливо слышали каждое слово, отказаться от длинных фраз со сложными придаточными предложениями; пользоваться короткими фразами, логическая структура которых проще и поэтому легче поддается передаче. Устная речь, в отличие от письменного изложения, требует максимальной простоты структуры каждого предложения. Сложность длинных периодов с различными придаточными предложениями и вводными словами делает устную речь тяжеловесной и сильно затрудняет понимание.

    Существенным моментом является и овладение искусством паузы. Пауза в учебном изложении служит не только задачам логического расчленения материала, но и одним из приемов мобилизации внимания (пауза перед сообщением важного факта, формулировкой вывода и т.п.).

    И наконец, учебное изложение требует от преподавателя умения управлять своим голосом. Сила голоса должна соразмеряться с величиной класса и с его акустическими особенностями. В ходе изложения необходимо варьировать силу звука: однообразное, чрезмерно громкое изложение крайне утомляет учащихся, а периодическое выкрикивание отдельных фраз действует раздражающе.

    Несколько слов об эмоциональности изложения. Есть такие исторические события, повествование о которых искренне волнует учителя, и это не может не отразиться в особой теплоте тона или в подлинном пафосе изложения.

    Но было бы ошибкой вести весь урок в искусственно приподнятом тоне, на высоком эмоциональном напряжении. Не украшает рассказ учителя и выспренний тон, ложный пафос, стереотипная фразеология. О славном и трудном прошлом народов следует говорить проще, теплее, душевнее. Это куда убедительнее для учащихся и ценнее в воспитательном отношении.

    Комментировать

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    Авторизация Войти через loginza

    (обязательно)