Обучающие фильмы на уроке истории

Обучающие фильмы на уроке истории
Учебный кинофильм — одно из средств наглядного обучения истории, отличающееся особой действенностью, выразительностью и силой впечатления. Кино дает живое изображение событий, но не средствами устного изложения, а в наглядных картинах, полных движения.

В отличие от других наглядных средств обучения истории (картин, карт, аудиозаписей, иллюстраций) кино дает возможность показать исторические явления в динамике, в драматических сценах, полных напряженного действия. Применение мультипликаций (мультипликационных карт, схематических мультипликационных планов) и других средств еще больше расширяет эту возможность. Применение кино в обучении истории оправдано в тех случаях, когда речь идет о необходимости показа исторических явлений в динамике.

Кинофильм на уроке истории

Средствами кино в большей степени, чем с помощью других наглядных средств, достигается в обучении истории элемент живого созерцания исторического прошлого. В особой степени это относится к документально-хроникальным фильмам. Если художественный фильм на историческую тему («Ледовое побоище», «Чапаев» и др.) можно в познавательном отношении сравнить с ролью исторической беллетристики, т.е. в основном в плане конкретизации, то хроникальный фильм, поскольку в нем зафиксировано прошлое в его зримой конкретности, является наглядным документом эпохи. Привлечение документально-хроникальных фильмов в преподавании истории полностью оправдывает себя, особенно в старших классах, при изучении событий XX в.

Яркость зрительных образов, выразительность наглядного материала, драматизм изображаемых событий делают учебный и в еще большей степени художественный фильм одним из сильнейших средств эмоционального воздействия, эстетического и нравственного воспитания. Хорошее звуковое оформление фильма усиливает его эмоциональное и эстетическое значение.

Показ кинофильма на уроке

Позволяя привлечь на уроке наглядный материал, недоступный показу с помощью других средств, кино является одним из экономных методов передачи знаний. В течение 10—15 минут, занятых демонстрацией фильма, школьники нередко воспринимают материал, для ознакомления с которым потребовались бы дальние поездки, кропотливая работа в десятке музеев и книгохранилищ, длительные объяснения учителя.

Наконец, средства звукового кино дают возможность воспроизвести не только высказывания действующих лиц в художественном фильме, подлинные выступления ученых, общественных и политических деятелей, звуки музыки в фильмах, посвященных творчеству великих русских композиторов (фильмы «Композитор Чайковский», «Н.А. Римский-Корсаков», опера-былина «Садко»), но и явления, характерной чертой которых является звук: грохот залпов и вой самолетов в бою, шум веретен на фабрике и пр. Все это может повысить эмоциональное, эстетическое, познавательное значение учебных фильмов.

Однако преимущества кино еще не дают права на признание его универсальным наглядным средством в обучении истории. Ряд отрицательных моментов, имеющих серьезное значение в педагогическом плане, ограничивает его применение. Частью эти недостатки связаны со специфической природой кино, а в большей части обусловлены ошибками, допущенными при создании многих учебных фильмов. Прежде всего, опыт школы свидетельствует о нецелесообразности использования кино для показа неподвижного, статичного материала, требующего вдумчивого рассмотрения или прочтения, например кинофильмов, основным содержанием которых являются изображения архитектурных памятников, произведений живописи, художественного ремесла и т.п. Учителя отмечают, что при просмотре, например, фильма «Памятники культуры России в XV—XVI веках» кадры мелькают с такой быстротой, что учащиеся не в состоянии детально ознакомиться с демонстрируемыми объектами.

Нельзя не согласиться с мнением известного специалиста по вопросам учебного кино Б.X. Толля, утверждающего, что проведенное им исследование сравнительной эффективности различных наглядных средств «показало, что статические наглядные пособия и даже обычное вербальное изложение обеспечивают более высокое усвоение, чем показ того же статического материала средствами кино. Быстро промелькнув перед аудиторией, статический материал фильма усваивается хуже, чем обстоятельно комментируемый и достаточно долго находящийся перед глазами учащихся материал монитора, таблиц и моделей. В то же время динамические кадры (в соответствующей дозировке и при правильном использовании) неизменно дают огромный педагогический эффект».

Недостатки учебных фильмов

В большинстве случаев это не звуковые фильмы, а фильмы с дикторским текстом и музыкальным сопровождением. В ряде фильмов дикторский текст неясен, невыразителен, изобилует пустыми, обтекаемыми формулировками, совершенно нетерпимыми в учебном процессе; в большинстве фильмов диктору навязана несвойственная ему роль — вместо комментирования изображаемых явлений подается сплошная лекция с экрана. Даже при наличии хорошего дикторского текста речь диктора часто не облегчает, а затрудняет педагогически правильную организацию учебной работы по содержанию фильма.

Дикторский текст стандартен. Живое слово учителя учитывает особенности класса, уровень подготовки учащихся, их своеобразную реакцию на содержание кадров. Во многих случаях дикторская речь в сравнении с живым словом учителя оказывается менее эффективной. Слово учителя по ходу демонстрации немого фильма обычно строго дозировано и целенаправлено: короткие реплики направляют внимание учащихся на существенные моменты, объясняют то, что действительно нуждается в объяснении, помогают сделать самостоятельные выводы из увиденного.

Фильм на уроке в школе

Речь диктора чаще всего течет непрерывным потоком, назойливо и монотонно сопровождая каждый кадр, до предела ограничивая самостоятельное восприятие, мешая учащимся самим всмотреться, вдуматься, осознать и прочувствовать содержание фильма. Не удивительно, что значительная часть передовых учителей настаивает на выпуске немых учебных фильмов по истории. В помощь учителям эти фильмы можно было бы снабжать справочным текстом, подобно «Объяснениям» к учебным картинам.

Методика использования учебных кинофильмов в преподавании истории

Прежде чем использовать кинофильм на уроке, учитель сам предварительно просмотрит его. Просмотр учебного фильма на уроке не развлечение, а учебная работа, которую организует учитель. Он заранее направит внимание учащихся на определенные стороны, детали, моменты в содержании фильма, поставит ряд вопросов, на которые школьники должны ответить на основании просмотренного материала, после просмотра фильма проведет беседу, включит в домашнее задание вопросы по фильму или другие задачи, связанные с его содержанием.

В практике преподавания истории наметились три основных способа использования учебных фильмов:

  • урок с использованием короткометражного учебного фильма (не более 3—10 минут),
  • киноурок,
  • просмотр фильма во внеурочное время.

  • Ни один, даже весьма удачный учебный фильм не может быть рассчитан на то, чтобы полностью изложить и обеспечить усвоение содержания темы или отдельного урока, заменив собой работу учителя и его руководящую роль. Даже если допустить, что средствами кино может быть полностью решена задача сообщения нового материала, все же никаким просмотром фильма невозможно установить связь нового материала с содержанием предыдущих уроков, организовать активный разбор и обобщение учащимися материала, воспринятого с экрана, его закрепление и т.д. А все это требует времени на уроке. Следовательно, если подходить к кино как средству организации учебного процесса, то полностью исключается целесообразность заполнения всего (или почти всего) времени на уроке демонстрацией фильма. А если учесть, что в большинстве случаев содержание фильма не исчерпывает (и не может исчерпать) идейно-образовательного содержания урока, то правильнее всего признать учебное кино в качестве одного из пособий, которое, не узурпируя все время на уроке, призвано занимать в нем свое вполне определенное место наряду с другими средствами и методами учебной работы.

    Так, на уроке в 10 классе на тему «Разгром гитлеровской Германии» имеет место и рассказ учителя о наступлении советских войск в начале 1945 г., и разбор документа, и использование художественной литературы, и, разумеется, тщательная работа по карте, схематическим планам. И лишь материал о штурме и капитуляции Берлина, эмоциональную вершину урока, учитель предпочтет подать с помощью пятиминутного кинофрагмента «Падение фашистской столицы», дающего возможность живого восприятия драматического события, полного динамики.

    Фильм на уроке

    Такими кинофрагментами длительностью от 3 до 5 минут учителю легче маневрировать на уроке, включая их в общую систему учебной работы в соответствии с замыслом и структурой урока.

    Аналогично фрагментам могут быть использованы короткометражные (на 10 минут) фильмы, состоящие из одной части («Происхождение религии», обзорно-тематический фильм «Из истории русской письменности» и др.) Опыт преподавания истории позволяет сделать вывод, что наиболее гибким средством, соответствующим условиям учебной работы на уроке истории, является кинофрагмент или короткий учебный фильм из одной части.

    Что касается многометражных учебных фильмов (из трех или более частей), их применение на уроке истории значительно более ограничено и осуществляется в форме киноурока. Киноурок с длительным (до 20—25 минут) показом оправдывает себя главным образом как вводный урок (например, вводная киноэкскурсия по музейной экспозиции) или как обзорно-повторительный. Значительно шире используются такие фильмы во внеурочное время.

    Но учитель истории располагает еще одним важным методом использования материала не учебных фильмов, а фильмов, идущих на большом экране. Особенно важное значение опора на материал современных кинофильмов приобретает в старших классах.

    Беседы с учащимися 10 класса позволяют сделать вывод об исключительно важной роли документальных и художественных кинофильмов в ознакомлении старших школьников с событиями новейшей истории. Поучительны результаты анализа проведенных нами проверочных письменных работ в отношении роли иллюстраций в усвоении исторических фактов. После проверки этих работ учащимся была предложена небольшая анкета: указать, что, по их мнению, помогло им понять или запомнить исторические факты, приводимые в их работах. Преобладающими оказались ссылки на документальные, хроникальные и художественные кинофильмы.

    Учитель, работающий в 9-11 классах, должен учитывать, что представления учащихся о многих фактах истории новейшего времени формируются не только на учебном материале, но и на основе других источников, далеко выходящих за рамки учебного процесса.

    Как обеспечить привлечение этого важного источника? Прежде всего, учитель рекомендует учащимся посмотреть в кино наиболее интересные фильмы, относящиеся к тем или иным темам предстоящего курса. Если речь идет о фильмах, представляющих особую идейно-образовательную ценность, учитель проводит походы учащихся в кино или организует просмотр этих фильмов в школьном кабинете.

    Просмотр кинофильмов целесообразнее осуществлять до изучения соответствующей темы в классе. Поэтому перед демонстрацией фильма учитель дает самые краткие пояснения об эпохе и событиях, в нем освещенных. После демонстрации полезно побеседовать с учащимися, выяснить, что именно произвело на них особенно большое впечатление, насколько учащиеся разобрались в содержании, разъяснить не понятое ими.

    При изучении соответствующей темы на уроке учитель не забудет опереться на живые представления, полученные учащимися из кинофильма. Он напомнит наиболее яркие образы, наиболее существенные события, отраженные в фильме; сошлется на содержание фильма, известного большинству учащихся; с помощью немногих иллюстраций оживит в сознании учащихся впечатления от фильма; в ходе беседы выяснит, какие фактические сведения об изучаемых событиях известны учащимся из кинофильмов или других источников; включит эти факты в свой рассказ, конкретизируя таким образом программный материал, подлежащий усвоению.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)