Наглядность в обучении истории

Наглядность в обучении истории
Можно, например, сослаться на опыт Аксайской средней школы Ростовской области, где учитель А. Н. Скрипов организовал с учащимися старших классов школьный историко-краеведческий музей, насчитывающий более двух тысяч экспонатов. Среди исторических памятников здесь представлены: каменная (половецкая) баба, около сотни фрагментов древнегреческой посуды и гончарных изделий хазар и половцев, около 300 монет, старинные кремневые ружья XVII в., сабли, бортовые пушки, ядра и пр.

Эти местные памятники используются на уроках истории при изучении первобытного общества, культуры скифов и греческих колоний в Приазовье и других тем курса истории.

В школе № 126 Москвы в числе учебного оборудования имеются археологические материалы, найденные юными краеведами в Московской области (коллекция каменных орудий, наконечников, стрел и пр.).

В Бегощанской школе Крупецкого района, Курской области, создан школьный краеведческий музей, в числе экспонатов которого кольчуга XIII в., материалы клада с монетами XVI в. и др.

В большинстве случаев создание школьного исторического уголка, а затем школьного исторического музея связано с работой школьного краеведческого кружка, с проведением походов по родному краю, с разведкой и изучением местных археологических памятников, с участием юных археологов в археологических экспедициях и раскопках.

Правильно отмечает заслуженный учитель школы П. М. Запорин, что «музей возникает неизбежно там, где широко развернута краеведческая работа, где регулярно накапливаются вещественные материалы. При этом каждое новое мероприятие краеведов неизбежно находит свое отражение в пополнении музея.

Говоря о нашем музее, следует заметить, что его содержание охватывает большой исторический период — от первобытно-общинного строя до современной жизни города Вязьмы и его района». Так как городской краеведческий музей в городе Вязьме был уничтожен немецко-фашистскими захватчиками, школьники решили сначала создать музей в школе и затем подарить его родному городу.

Нередко создание школьного исторического музея начинается с изучения родного села. Так именно был создан исторический музей в школе села. В начале основу музейной экспозиции составили сохранившиеся у жителей села старинные орудия труда, утварь, монеты, медали, оружие повстанцев в 1905 г. Ценным экспонатом является самодельный радиоприемник подпольной группы, действовавшей в селе во время немецко-фашистской оккупации. Экспозиция большинства отделов музея («Первобытное общество», «Греция и Рим») связана с местными находками. В музее имеются коллекция древнегреческих и римских монет, фрагменты чернофигурной и краснофигурной керамики, лекиф, светильники. Есть образцы древнерусского оружия: щит XII в., кольчуга XVI в., пернач XV в., пищаль и пороховница XVII в..

Так, метод внутренней наглядности характеризуется закономерностями учебного слушания. С предметной наглядностью связано особое психологическое состояние школьников — ощущение подлинности, живое ощущение прошлого.

Метод предметной наглядности, обеспечивая непосредственное восприятие вещественных памятников, требует от учащихся сложной работы синтезирующего мышления и реконструктивного воображения, необходимых для воссоздания общей картины прошлого по его разрозненным следам.

Метод изобразительной наглядности, как правило, предоставляет учащимся целостную синтезированную картину прошлого; его применение основано на закономерностях зрительного восприятия конкретных изображений.

Метод условной наглядности, облегчая обобщающую работу мышления, имеет свои специфические трудности: необходимо научить школьника за условными знаками «видеть» реальные общественные явления.

Выше мы убедились, что слово является и образом, оно способно вызывать в сознании человека образ, что с помощью слова мы имеем возможность конкретизировать представления учащихся о прошлом. С другой стороны, наглядность является не только средством конкретизации; метод наглядности относится не только к сфере представлений, не только к области живого созерцания.

Рассмотрим, в чем заключаются функции методов наглядного обучения истории, в чем их познавательно-воспитательное значение.

Прежде всего, в том, что с помощью средств предметной и изобразительной наглядности и соответствующих наглядных пособий мы создаем у учащихся яркие и точные зрительные образы исторического прошлого. Даже самое подробное описание дает учащимся лишь бледное и весьма неточное представление, например, о русских кораблях и галерах начала XVIII в., если учащиеся никогда не видели ни их моделей, ни их изображений. А без этого трудно представить себе картину морского боя того времени и понять его особенности.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)