Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии
"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Для чего нам нужен проект?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
  • Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

    Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка.

    Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

    При организации исследовательской деятельности в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.

    Дети и мини-проекты на уроках

    Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования мини-проектов, особенно на обобщающих уроках. Применение исследовательского и проектного метода позволяют развить:

  • Познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, соотнесение результатов с гипотезами и др.
  • Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки.
  • Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
  • Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали самый неподдельный интерес школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.

    Во время уроков биологии наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда. Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.

    Именно метод проектов дал высокий результат – высокую мотивацию к обучению, и как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.

    Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

    При изучении курса биологии и экологии я добиваюсь, чтобы образовательная технология была деятельной.

    Так в 5 классе на уроках курса «Природа» учащиеся получают первые знания и навыки исследовательской деятельности. Выращивание плесени, проращивание семян, изучение испарения воды листьями все эти опыты прописаны в учебнике, но при использовании метода проектов ребенок получает возможность расширить свои знания и показать эти знания одноклассникам. По заданию кафедры плодоовощеводства УрГСХА, с которой уже много лет плодотворно сотрудничает наша школа, дети изучали такие показатели качества семян томата как всхожесть, энергию прорастания. На основе этих исследований создан проект, который ребята защищали на Научно-практической конференции студентов в УрГСХА, а затем презентовали своим сверстникам и родителям. Практическая работа «Наблюдение за расходом воды…» вылилась в целый шквал мини - проектов. К заданию подключились родители учащихся, совместными усилиями вывели экономическую эффективность счетчиков воды и обнаружили способы экономии воды в квартирах.

    Мини-проект на уроках

    Ежегодно к Всемирному дню птиц я даю задание учащимся 7 класса подготовить проекты по этой тематики и выступить с ними перед учащимися других классов. Дети всегда охотно идут на такие выступления. Материал выбирают самостоятельно, если несколько лет назад это было сообщение о птицах, то сейчас, работая группой, семиклассники показывают тематическую презентацию, проводят викторины, используют различные конкурсные задания. Материалы учащихся я использую на обобщающем уроке по теме «Класс Птицы».

    При изучении темы «Селекция» в 10-11 классах группа учащихся готовит мини-проект по истории отрасли животноводства в совхозе «Ревдинский». Используя материалы музея (фотографии, медали животных – рекордсменов), рассказы работников совхоза перед подростками встает целая жизнь прошлых поколений, многие из которых являются родителями, дедушками и бабушками, учеников. Появляется практическое осмысление селекции, ее сопричастность с их собственной жизнью.

    Кроме проектной деятельности на уроках я использую и игровые проекты, особенно на экологическую тематику. Так к традиционному празднику «День Земли» силами учащихся 5 класса была подготовлена пьеса «Девочка и инопланетяне», где ребята помогли своим сверстникам взглянуть на себя со стороны. Показали значимость людей в судьбе планеты. Проект «Спасем елку!» явился призывом шестиклассников к жителям о защите елей. Игровые проекты прививают детям интерес к экологии.

    Естественно, создавая малые проекты, некоторые учащиеся увлекаются темой и выходят на большие, более значимые проекты.

    Проектные технологии являются активными формами педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

    Список литературы:

    1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении.// Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении М.: ИРПТ И ГО МАГО, 2003.

    2. Алексеев Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: ТГУ, 1997. – 216 с.

    3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект.- 3 –е изд.- М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

    4. Громыко Ю.В. Системномыследеятельностный подход к проектированию// Проектирование и программирование развития образования.- М.: МАПО, 1996.

    5. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. История разработки деятельностного содержания образования. Пособие для учителя.-М., 2001.

    6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.

    7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов/под редакцией А.В. Хуторского.- М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.- 327 с.

    8. Лернер Г.И. Материалы курса «Педагогическая теория современному учителю»: лекции 4 –5 .- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.- 20 с.

    9. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие / Под редакцией В.С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.

    10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 272 с.

    11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М.:: АРКТИ, 2003. – 112 с.

    Автор: Злобина Елена Александровна

    учитель биологии высшей квалификационной категории

    МКОУ «СОШ № 7» г. Ревда

    Комментировать

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    Авторизация Войти через loginza

    (обязательно)