Методика работы с иллюстрациями

Методика работы с иллюстрациями
При правильном подборе рисунки в учебнике представляют собой неотъемлемую органическую часть его содержания. В одних случаях они непосредственно служат наглядной иллюстрацией к тексту.

В других случаях иллюстрация дополняет и конкретизирует текст учебника. Некоторые иллюстрации восполняют материал, отсутствующий в тексте. Например, в тексте учебника Ф. П. Коровкина нет подробного описания центральной части Рима времен империи. Панорама центральной части древнего Рима дает учителю повод сообщить школьникам интересующие их подробности, относящиеся к древнему Риму, его зданиям, улицам, площадям.

Поскольку иллюстрации учебнике составляют органическую часть его содержания, очевидно, что, во первых все без исключения иллюстрации, помещенные в учебнике, должны быть привлечены и использованы либо на уроке, либо в домашнем задании; наконец, очень важно, чтобы была реализована воспитательная сторона иллюстрации. Таковы основные требования методики использования иллюстраций учебника.

Ведущей и основной является не домашняя, а классная работа по иллюстрации. Предрассудок, будто только стенная картина предназначена служить объектом фронтальной работы с классом, а иллюстрации в учебнике — для индивидуальных занятий школьника, давно опровергнут школьной практикой. Все особенности иллюстраций в учебнике делают их прекрасным объектом для индивидуальной работы учащихся и в классе и дома: на рисунке в учебнике школьнику легче, чем по стенной картине, разобраться во всех деталях, по рисунку в учебнике можно работать и дома, а стенную картину уносят в методкабинет. Но с не меньшим успехом иллюстрация в учебнике используется и для фронтальной коллективной работы в классе. Организация этой работы проста.

«Откройте учебник на стр. 32; рассмотрим рис. 15 — «Замок феодала». Все открыли? Где расположен замок? Поднимите руки! Скажи! Что представляет собой замок? Скажи! Нет, кто скажет точнее? Из чего сложены стены этой крепости? Найдите ров. Как попадали в замок? Найдите главную башню. Сколько рядов крепостных стен ее защищали? Какая стена выше — внутренняя или наружная? Для чего так устроено? Можно ли на основании рисунка установить, что делал феодал с непокорными крестьянами? Скажи! Нет, вы неправильно поняли вопрос, надо дать ответ на основании этого рисунка! Проследите вдаль по наружной стене замка! А для чего виселица поставлена на открытом месте, на наружной стене замка? Теперь подумайте: для чего феодалам нужны были такие неприступные замки?»

По существу, мы сочетаем фронтальную и индивидуальную работу по иллюстрации. Весь класс, все учащиеся рассматривают рисунок по указанию учителя. Каждый из них рассматривает изображение сначала в целом, затем находит называемые детали, всматривается в них, обдумывает, быстро дает ответ на поставленный вопрос. Вместе с тем это коллективная работа, в ходе которой ошибки одних корректируются ответами других, совместно формулируются выводы по иллюстрации.

Одна из типичных ошибок начинающего учителя заключается в том, что он нередко ведет разбор иллюстрации, ставя вопросы не по содержанию самого рисунка, а по материалу своего рассказа или по тексту учебника, лишь связанному с содержанием иллюстрации. Так, по рис. 134 в учебнике Ф. Коровкина — «Осада крепости римлянами» — он ставит вопросы: в интересах кого вели войны римляне? Кого они захватывали при завоевании новых земель? — вместо того чтобы спросить учащихся о вооружении и военной технике римлян, о применявшихся ими способах осады и штурма крепостей, что и составляет содержание данной иллюстрации.

Вопросы о захватническом характере римских завоеваний должны быть поставлены, но в другой связи или в крайнем случае после разбора рисунка. Подменять же подобными общими вопросами конкретный разбор иллюстрации крайне нежелательно. Так мы не выработаем у учащихся умение и привычку внимательно анализировать материал, приучим их оперировать общими формулами без опоры на факты, воспитаем поверхностное отношение к наглядному материалу и не используем познавательное содержание иллюстрации.

В тех случаях, когда иллюстрация представляет собой сложную сюжетную композицию, особенно если это старинное изображение, гравюра, необходимо побудить учащихся внимательно разобраться в ней, добиться четкого понимания содержания иллюстрации: что изображено справа от помоста? Кто эти люди? И т.д.

Разобраться в содержании изображения учащимся поможет текст, нередко помещаемый под иллюстрацией. Предложим учащимся (про себя) прочитать этот текст, затем изложить содержание иллюстрации или ответить на вопросы. Если учащиеся не могут самостоятельно разобраться в содержании иллюстрации, а пояснительный текст отсутствует, учитель приходит на помощь, давая краткие пояснения. Чтобы дать правильные и исчерпывающие пояснения, учителю необходимо располагать материалом.

Наличие текста под иллюстрацией отнюдь не снимает задачи ее внимательного разбора. Вот рис. 53 в учебнике истории древнего мира Ф. П. Коровника — ворота индийского храма I в. до н.э. В тексте под рисунком указано, что «они украшены множеством скульптурных изображений людей, животных и растений». Спросим учащихся: а какие животные здесь изображены? Какие растения? Как выглядят люди? В какой стране водятся слоны, растут пальмы? Сделать вывод.

Вопросы учителя во всех случаях должны ориентировать учащихся на внимательное и вдумчивое рассмотрение изображений (особенно документальных, вещественных памятников) с целью их осмысленного восприятия. Вот маски греческих актеров: какие чувства выражает нижняя маска? а вторая сверху? И т.д. Лишь разобравшись в этом, можно переходить к выводам о назначении масок.

Ошибкой было бы считать столь детальную работу с иллюстрациями излишней роскошью, а время, потребное для этого, потерянным. Разбор иллюстраций обеспечивает более сознательное, более глубокое и прочное усвоение программного материала, а нередко представляет собой активный и наиболее экономный (с точки зрения затраты времени) способ овладения материалом, изложенным в учебнике.

В приведенных примерах иллюстрация выступает в качестве источника самостоятельного извлечения знаний. Если содержание иллюстраций соответствует такой части учебника, являясь как бы наглядным его вариантом, в этих случаях, по крайней мере в 5-6 классах, безусловно целесообразнее вести учащихся от наглядного изображения к чтению текста, а не наоборот.

Дело в том, что, рассматривая иллюстрацию после прочтения соответствующего текста в учебнике или после объяснений учителя, школьник лишь повторяет по ней уже известные ему факты. Содержание иллюстрации по существу дает ему мало нового сравнительно с текстом и воспринимается более пассивно. Между тем, начиная работу с разбора иллюстрации, мы даем школьнику более широкие возможности самостоятельно извлекать из нее исторические данные в форме наглядных образов и делать выводы. И очень важно, что последующее чтение текста школьником в этом случае сопровождается возникновением в его сознании тех образов, которые восприняты им при разборе иллюстрации. Мы, следовательно, облегчаем установление необходимой связи между печатным словом и образом — наиболее простым и естественным для ребенка путем, мы приучаем его, читая книгу, живо представлять то, о чем в ней рассказывается.

Разумеется, указанную последовательность работы — от картины к тексту — не следует понимать догматически в том смысле, что ознакомление с новым материалом мы должны обязательно начинать с разбора иллюстрации. Важно лишь, чтобы иллюстрация в учебнике привлекалась, как только это позволяет ход работы на уроке. Так, в теме «Неограниченная монархия во Франции», только изложив материал о развитии промышленности и торговли, о причинах, задерживавших обогащение промышленной буржуазии и вынуждавших капиталистов искать другие источники дохода, учитель обратится к иллюстрации «Сбор налогов во французской деревне». Она потребует кратких предварительных объяснений учителя (что значит взять сбор налогов на откуп) и кратких указаний: найти откупщика. О принадлежности к какому классу говорит его одежда? Кто стоит рядом с откупщиком? С помощью кого происходит сбор налогов? Какие меры применяют к крестьянам, не имеющим денег для уплаты налогов? В работе по данной иллюстрации наглядно раскрывается содержание целого абзаца в тексте учебника на предыдущей странице. Переход от иллюстрации к тексту также можно провести в форме задачи: найдите на стр. 202 строки, которые можно использовать в качестве текста к иллюстрации.

Иллюстрации на уроках истории используются в основном как источник активного извлечения новых, знаний и как средство конкретизации текста: учебника. На иллюстрация может служить: и в качестве наглядного материала для закрепления и применения знаний.

При первичном закреплении материала данного урока, особенно в 5-6 классах, учитель дает простейшее задание по иллюстрации: расскажи по рисунку «Бой гладиаторов в амфитеатре», что мы узнали о гладиаторах древнего Рима; по рисунку «Дворик в доме богатого рабовладельца» расскажи, что узнали археологи о жизни богатых рабовладельцев на основании раскопок в Помпеях; по иллюстрации в учебнике расскажи о разгроме Константинополя крестоносцами.

Кроме того, иллюстрации с успехом могут быть использованы на повторительно-обобщающих уроках в этих же классах. Представляет интерес вариант повторительного урока по теме «Древний Египет», построенного на иллюстрациях в учебнике: образование единого Египетского государства, управление в Египте, верования египтян, положение трудящихся (постройка пирамиды, изображения ремесленников) и т.д.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)