Меловой чертеж

Меловой чертеж
Особенности мелового чертежа ограничивают сферу его применения. Он не может служить универсальным наглядным приемом — он не заменит ни цветной картины, ни портрета, ни иллюстрации, ни карты, ни учебного фильма.

Но его нельзя рассматривать и как вспомогательное, дополнительное средство к указанным пособиям. Он имеет хотя и ограниченную, но совершенно особую сферу применения и в своих специфических функциях также не может быть заменен ни одним из названных средств наглядности. В чем же заключаются эти особые функции?

Прежде всего, меловой чертеж нам крайне необходим при разъяснении динамики исторических явлений: при помощи кусочка мела и влажной тряпки так легко внести изменения в изображение на доске! Не случайно мел и доска широко используются при изучении военного прошлого и в 5, и в 11 классах, начиная с битвы при Каннах и кончая штурмом Берлина.

Но меловой чертеж может быть столь же широко использован для разъяснения сложных вопросов экономики в школьном курсе истории, различных процессов возникновения (мануфактуры), изменений (огораживания, столыпинская аграрная реформа), развития (график роста промышленной продукции, график промышленного цикла и т. п.).

Что применение мелового чертежа связано с показом исторических явлений в динамике и помогает именно такому показу, можно иллюстрировать следующим примером. Излагая в 7 классе материал о русском городе XVII в., учитель может дать описание Москвы, какой она была к этому времени. Такому варианту изложения вполне отвечало бы использование готового схематического плана Москвы XVII в. Но тот же материал может быть подан в форме рассказа о том, как возникла и вырастала Москва, или еще лучше в форме беседы, в ходе которой учащиеся вспомнят, как росла Москва и как исторически сложились ее планировка и концентрические кольца ее укреплений. Такое обозрение предмета в его динамике потребует меловой схемы. Вот при впадении Неглинки в Москву-реку возникает Кремль, вокруг него вырастает посад. У стен Кремля в XVI в. шумит Большой торг, позднее это Красная площадь, здесь воздвигнута церковь Покрова (Василий Блаженный). Великий посад (Китай-город) в 1535 г. обнесли каменной стеной. За стенами Китай-города раскинулись боярские усадьбы, выросли дома духовенства, дворы служилых людей, избы писцов. В конце XVI в. и эту часть города обнесли белокаменной стеной, назвав Белым городом. За его стенами селился ремесленный и рабочий люд. Деревянный, или «черный», город был защищен бревенчатой стеной, а когда ее сожгли польские интервенты,— земляным валом. От Кремля через ворота Белого города расходились главные улицы. Это были старинные торговые дороги в ближние и дальние города — Тверская, Дмитровка, Арбат, Ордынка.

А на доске — по мере хода рассказа (или беседы) растет Москва, протягиваются пути на Тверь, к Смоленску, в Крымскую Орду.

Очевидно, второй, генетический способ изложения, раскрывающий происхождение концентрической планировки и радиальных магистралей Москвы, обнаруживающий эти закономерности, характерные для большинства крупных городов средневековой Европы, куда более предпочтителен в познавательном отношении, чем простое описание Москвы, так сказать, в статике, и тем более если он осуществлен с привлечением класса к беседе. А эту динамику так наглядно подтверждает меловой чертеж.

Педагогический рисунок и чертеж применяются и в тех случаях, когда представляется необходимым вычленить те или иные элементы или детали из сложного наглядного комплекса или изображения, скажем из элементов учебной картины или иллюстрации — предметы быта, архитектурные, технические детали.

Примером может служить работа в 5 классе над иллюстрацией «Бой греков с троянцами» (с барельефа V в. до н. э.) в учебнике Ф. П. Коровкина. Учитель предлагает внимательно рассмотреть изображение и ответить: чем вооружены греки и троянцы? Чем защищена голова, чем прикрыто тело воина? Называют копье, лук со стрелами, шлем с высоким гребнем, круглый щит. Каждый из предметов вооружения учитель изображает на доске, а школьники воспроизводят в тетрадях, подписывая соответствующие термины. Так производится анализ наглядного изображения с вычленением его элементов и вынесением их на доску. Психологи отмечают, что дети нередко не могут выделить или объединить что-либо только мысленно, а нуждаются в постоянной поддержке, которую оказывает им реальное, действенное расчленение предмета. И на дом учитель задает: по рисункам в тетради составить «рассказ» «Как был вооружен древнегреческий воин и как он пользовался этим оружием в бою». Так, на доступном и наглядном материале школьники постепенно и последовательно учатся овладевать процессами анализа и синтеза.

Из данного примера с очевидностью следует, что в использовании мела и доски центр тяжести лежит не в выполнении самого рисунка, а в той активной мыслительной работе учащихся, которая в связи с этим рисунком организуется,

Разумеется, школьник более старшего возраста уже не нуждается в проведении такого наглядного анализа иллюстрации или учебной картины. Аналогичные приемы вычленения и вынесения на доску элементов исторической карты или сложного графика служат уже в 7-8 классах несколько иным задачам, облегчая понимание сущности и закономерности изучаемого исторического явления, усвоение и закрепление общей идеи.

Например, рассказывая в 7 классе о движении русской рати под водительством великого московского князя Дмитрия Ивановича, учитель упомянет о разногласиях среди военачальников-бояр. Одни, более осторожные, советовали ждать врага на Оке, у московских рубежей. Они указывали, что на помощь Мамаю спешит рать литовского великого князя Ягайло, что князь рязанский, видимо, готовит измену, что идти в «поле» опасно. Но возобладала традиционная русская стратегия смелого наступления. Дмитрий ведет войска навстречу Мамаю, чтобы разбить врага прежде, чем его союзники придут ему на помощь. В изложении этого вопроса учитель использует стенную карту, фиксируя внимание учащихся на немногих ее элементах: вот южная граница московских владений, Ока, вот путь войск Мамая и Ягайло, вот граница Рязани. И в этой обстановке — прямой путь русских к устью Непрядвы. Но... кончик указки скользит по карте, не оставляя следов. Нет подлинно наглядного вычленения нужных нам элементов карты! Обратимся же к доске, проведем на ней буквально пять-шесть линий — и мгновенно перед учащимися простая и выразительная схема, вычлененная из общей исторической карты и лаконично фиксирующая (и в тетрадях и в памяти учащихся!) основную идею урока: мысль о неустрашимости русских, о смелости их военного искусства.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)