Карикатура и ее использование в преподавании

Карикатура и ее использование в преподавании

Рубрика: по истории
Метки:
Опыт передовых учителей свидетельствует, что отдельные, наиболее доступные карикатуры и символические рисунки, вроде «Мужичка на одной ноге», с успехом используются на уроках истории в 5 классе.

Удачно проходит работа по карикатурам XVI—XVII вв., включенным в учебник истории средних веков для 6 класса. И все же применение политической карикатуры в качестве наглядного пособия на уроках истории характерно для работы в старших классах. Это связано не только со значительно более развитыми политическими интересами и осведомленностью старшего школьника, но и с тем обстоятельством, что в политической карикатуре нашли отражение главным образом события новой и новейшей истории России, изучаемые в старших классах.

Непосредственная связь с современностью и политическая актуальность заключительных разделов истории РФ и курса новейшей истории определяют сравнительно большое место, которое среди наглядных пособий на этих уроках занимает политическая карикатура. Она служит объяснению и популяризации политической идеи, подавая ее в заостренной, сюжетной, зримой форме. Применение карикатуры помогает на наглядном и занимательном материале дать острую политическую характеристику исторического факта, политического деятеля, общественной группы.

С помощью карикатуры мы глубже, ярче, прочнее закрепляем в памяти учащихся и сам исторический факт и его опенку. Опыт свидетельствует, что политические понятия, выводы, обобщения, связанные с восприятием ярких образов карикатуры, прочно запечатлеваются в сознании учащихся.

Политическая карикатура представляет собой одно из сильнейших и острейших средств идейного воспитания. Её привлечение на уроках активизирует работу учащихся.

Карикатура является прекрасным средством разоблачения перед учащимися подлинной сущности исторического события или деятеля, помогая, таким образом, познанию исторических явлений и современности.

Король Луи-Филипп Орлеанский

Король Луи-Филипп Орлеанский. Массивное грушевидное лицо, подпертое белоснежными воротничками. Какая «почтенная» наружность! Но покажем учащимся популярную в 40-х годах XIX в. карикатуру. Это ряд рисунков «Груши Филиппон».

Груши Филиппон

Лицо короля заплывает жиром, черты становятся все более туманными, перед нами большая, сочная груша. На ней широкая, королевская мантия, звезда. Под защитой королевской мантии биржевые спекулянты, грабители-ростовщики, преступники-министры. Текст: «Груша! Мошенничество, произвол, расстрелы, убийства — все покрывает она своей мантией!»

Воспитательная ценность карикатуры определяется ее идейным содержанием, ее политической направленностью. Карикатура рассчитана на создание определенного отношения к изображенному социальному явлению. Поэтому крайне важен правильный отбор этого наглядного материала для работы с учащимися. Отобранная нами карикатура должна удовлетворять таким требованиям: объективно, правильно вскрывать суть общественных явлений, давать им оценку с прогрессивных, революционных позиций, быть доступной для учащихся, должна быть художественно выразительна, наглядна, легко воспринимаема и прочно запечатлеваема. Ее идея должна быть выражена самим рисунком. Нецелесообразно использовать карикатуру, острота и смысл которой заключены не в рисунке, а в сопроводительном тексте.

В школьном преподавании истории используется, во-первых, старинная карикатура, освещающая события прошлого с прогрессивных или революционных позиций, например западноевропейская революционная карикатура XVIII—XIX вв., русская революционная карикатура 1905 и 1917 гг.; во-вторых, посвященная текущим событиям современная карикатура, а также карикатура, публикуемая в зарубежной печати.

Для работы на уроках, помимо карикатур в учебниках и журналах, вполне достаточна небольшая коллекция карикатур. Среди учащихся всегда найдутся талантливые художники, которые смогут с небольшого рисунка в книге или журнале воспроизвести копию нужного размера. В преподавании истории используется обычно карикатура двух видов: карикатура-иллюстрация и карикатура-характеристика. Разновидностью последней является портретная карикатура.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)