Можно ли считать методом познания исторических явлений изготовление наглядных пособий?

Можно ли считать методом познания исторических явлений изготовление наглядных пособий?
На этом вопросе стоит остановиться, так как совсем недавно в школьной практике имело место чрезмерное увлечение этим «методом». Некоторые даже считали изготовление пособий по истории одним из проявлений политехнизации в преподавании истории. Учащихся от 5 до 11 класса заставляли сооружать модели катапульт, макеты средневековых замков и акрополей, кремлей и московских баррикад, обильно демонстрируя эти изделия на школьных выставках и педагогических конференциях. В какой мере полезны и целесообразны такие занятия учащихся? В чем состоит познавательное значение этой работы?

Разумеется, современная советская школа отвергает крайности сторонников иллюстративного (или «трудового») метода, выдвигавшегося ранее в качестве генерального, ведущего метода преподавания истории. Сейчас этой форме работы отводится подсобная роль. Однако в организации этой работы и в настоящее время имеют место ошибки и преувеличения. Так, нам пришлось наблюдать, как в одной из школ Тулы каждый учащийся V—VI классов обязан был в течение учебного года изготовить и сдать учителю два наглядных пособия по своему выбору из любого раздела истории древнего мира (в VI классе — средних веков). В результате, изучая Египет или Междуречье, ребята срисовывали, выпиливали, клеили фигуры римских воинов, греческие триеры и другие пособия, не связанные с изучаемой темой, относящейся к еще незнакомому им материалу! Иными словами, дело сводилось к механическому воспроизведению, не наполненному никаким познавательным содержанием. Как не вспомнить крылатые слова покойного ленинградского методиста профессора В. Н. Вернадского, что, «выпиливая или клея, ученик познает свойства дерева и других материалов, а не общественно-политические отношения».

С позиций советской методики изготовление наглядных пособий по истории учащимися следует приветствовать при условии:

  • Если, не являясь самоцелью, оно связано с изучением соответствующего исторического материала и составляет один из моментов познавательного процесса.
  • Ведь даже крайние сторонники «иллюстративного» метода связывали изготовление всякого рода макетов, моделей и пр. с самостоятельным изучением школьником конкретной исторической темы, а само пособие рассматривали как одно из выражений творческого процесса познания.

    В современных условиях очень хорошо, например, если участники исторического кружка изберут в качестве темы для коллективного изучения «Афинский акрополь» или «Древнегреческий театр», «Средневековый замок» или «Древний Новгород». Изучив необходимую литературу и подготовив доклады, они могут коллективно изготовить соответствующий макет, соблюдая историческую точность и применяя полученные ими знания о данном объекте. Такая работа, несомненно, имеет большое познавательно-воспитательное значение.

  • Важным условием является возможно большая точность в изображении изучаемых предметов. Всякого рода неряшливость и искажение особенно вредны, если учесть, что макет будет в течение ряда лет служить наглядным пособием для сотен школьников. Недопустимо, чтобы пособие создавало у учащихся искаженные представления о предмете.
  • Недопустимо перегружать учащихся изготовлением пособий и делать эту работу обязательной для всех школьников.
  • Познавательное содержание этой работы должно соответствовать возрасту учащихся.
  • Так, в 5-6 классах всякого рода поделки вызывают большой интерес у учащихся, являются одним из путей проявления их активности. Неплохо, если ученик 6 класса сделает сообщение в кружке об устройстве осадной башни или подъемного моста в замке и продемонстрирует при этом сделанную им модель.

    Но едва ли целесообразно отнимать драгоценное (и немалое!) время у учащихся 10-11 классов, поручая им изготовление макета московских баррикад в 1905 г., который куда полезнее в старших классах заменить документальными фотоснимками. Не лучше ли вместо этого в 10-11 классах выяснить особенности тактики вооруженной борьбы, выработанной на московских баррикадах?

    Изготовление наглядных пособий учащимися приобретает познавательную ценность лишь в связи с изучением исторического материала самостоятельно и под руководством учителя. Оно не является особым методом обучения истории, а представляет собой одну из форм самостоятельной работы с наглядным материалом и относится к группе наглядных методов обучения истории.

    Сформулированный П. С. Лейбенгрубом «новый» метод общественно полезных дел в действительности состоит из разновидностей уже известных нам методов работы с книгой, документом, из использования художественной литературы, методов наглядности и методов устного изложения; они реализуются не в учебной деятельности учителя, а в самостоятельной работе учащихся. Положительная сторона высказываний П. С. Лейбенгруба в данном случае заключается в привлечении внимания учителей к этим формам самостоятельной работы, формам, где учебная работа учащихся приобретает практический характер и смыкается с их общественной деятельностью. Но с точки зрения научной классификации более последовательной представляется классификация методов, сформулированная П. В. Горой:

  • 1) методы наглядного обучения,
  • 2) методы словесного обучения (устного обучения и при помощи печатных текстов),
  • 3) практический метод обучения.
  • К сожалению, эта четкая классификация в значительной степени нарушена недостаточно последовательной систематикой методических приемов.

    Комментировать

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    Авторизация Войти через loginza

    (обязательно)