Формы организации учебной краеведческой работы: экскурсии

Формы организации учебной краеведческой работы: экскурсии
Учебные экскурсии.

План методической разработки экскурсии составляется по трем этапам:

  1. подготовка учителя и учащихся к экскурсии;
  2. проведение экскурсии на местности;
  3. оформление полученных материалов.

При подготовке к экскурсии студентами составляется фрагмент рассказа об объектах наблюдений на экскурсиях в 6,7 классах, при этом следует соблюдать определенную последовательность, которая объясняется логикой географической науки. В связи с этим студентам может быть рекомендован примерный план рассказа.

План разработан в общих чертах, поскольку конкретное содержание вкладывается в зависимости от действующей школьной программы, класса, темы, цели и объекта экскурсии.

Примерный план изучения природных объектов на школьных физико-географических экскурсиях.

Геологическое изучение местности

  • подготовить объяснение, в котором рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания и состав горных пород, условия их образования, а также влияние на формы рельефа;
  • показать, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород, объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа, дать характеристику хозяйственного использования горных пород;
  • показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее;
  • обдумать, к каким выводам надо подвести учащихся после геологического изучения местности;
  • продумать, какие материалы могут быть представлены и оформлены учащимися к отчету;
  • составить список необходимого оборудования.
  • Изучение форм рельефа

    Изучение водоразделов:

  • приготовить общее описание рельефа изучаемой местности, показать зависимость форм рельефа от геологического строения и отметить влияние современных факторов на формирование рельефа (привести конкретные примеры);
  • отметить преобладающие формы рельефа и дать их описание (возвышенности, холмы, долины рек, направление общего уклона поверхности);
  • наметить места практических работ по измерению относительной высоты местности и методику их проведения;
  • выделить на исследуемом участке пониженные формы рельефа и выяснить причины их возникновения;
  • определить, как влияет рельеф на хозяйственное использование данного участка местности.

  • Изучение речной долины:

  • подготовить краткие сведения о реке (название, ее порядок, длина, исток, устье, характер течения, источники питания, хозяйственное использование) и происхождении речной долины;
  • составить характеристику долины реки — симметрия или асимметрия, показать пойму, террасы, коренной берег, дать описание каждой части (глубина вреза долины, ширина и высота террас и поймы, их мезо- и микрорельеф), степень меандрирования русла;
  • показать методику работы по проложению поперечного профиля речной долины при помощи эклиметра и рулетки, барометра-анероида и нивелира;
  • обдумать, к каким выводам следует подвести учащихся в результате изучения речной долины;
  • продумать, какие материалы могут быть представлены к отчету.
  • Изучение вод

    Изучение реки:

  • показать возможные виды измерительных работ на реке: определение ширины, глубины, скорости поверхностного течения, вычерчивание поперечного профиля русла реки (живое сечение), подсчет расхода воды в реке;
  • наметить, какие наблюдения можно провести над работой реки: подмыв и разрушение берегов, интенсивность образования наносов в русле реки и на пойме;
  • выяснить хозяйственное использование реки.

  • Изучение озера:

  • подготовить общие сведения об озере (название, размеры, форма в плане);
  • наметить, какие наблюдения и практические работы можно провести для определения характера берегов, изрезанности береговой линии, донных отложений, растительности и животного мира, процесса заиливания и зарастания озера;
  • составить характеристику воды озера (температура, цвет, прозрачность, запах и т.п.);
  • выяснить хозяйственное использование озера.

  • Изучение болота:

  • подготовить общие сведения о болоте: название, местоположение, размеры (по возможности), форма поверхности (выпуклая, вогнутая);
  • выяснить источники питания (атмосферные осадки, подземные воды, воды поверхностного стока, полые воды), происхождение и тип болота (низинное, верховое, переходное);
  • изучить растительность и определить (по возможности) мощность и тип торфяной залежи;
  • установить практическое использование болота в настоящее время и целесообразное — в перспективе.
  • Изучение растительности

  • Подготовить рассказ с элементами беседы о характере растительности изучаемой местности, обратить внимание на основные растительные сообщества;
  • наметить места заложения ботанических площадок;
  • предусмотреть, какие наблюдения и практические работы можно провести при изучении растительности и какое влияние на нее оказывают рельеф, экспозиция склонов, увлажненность, почвы, их механический состав;
  • показать, как нанести растительность на поперечный профиль речной долины, как составить и оформить гербарий;
  • обдумать, к каким выводам следует подвести учащихся в результате изучения растительности (основные закономерности ее географического размещения на данной территории, хозяйственное использование и пути повышения продуктивности растительных сообществ);
  • обдумать, какие материалы должны представить учащиеся к отчету.
  • Изучение почв

  • Подготовить рассказ о формировании почв, в котором указать на влияние материнских пород, рельефа, условий увлажнения, растительности;
  • рассказать, как надо выбирать место для заложения почвенного разреза, как изучать его и брать образцы почв, составлять рисунок почвенного разреза;
  • описать конкретный почвенный разрез, взятый на экскурсии;
  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате проделанной работы, к каким выводам они должны прийти, продумать вопросы проблемного характера, например, объяснить, почему плоские поверхности водоразделов покрыты лесами, а распахиваются склоны, хотя известно, что склоны подвержены эрозии.
  • Комментировать

    grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

    Комментарий будет опубликован после проверки

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    Авторизация Войти через loginza

    (обязательно)