Форма записи на схематическом профиле, составляемом на местности

Форма записи на схематическом профиле, составляемом на местности
Описание на точке наблюдения ведется по следующему плану: сначала записывается адрес точки описания. В адрес включаются расстояние и азимут от относительно «устойчивых» объектов — населенных пунктов, устьев ручьев, слияния рек и т.д., затем указываются другие ориентиры — опушки леса, проселочные дороги, крупные болота.

При ориентировке относительно населенных пунктов, озер, болот и лесных массивов обязательно указывается, от какой окраины взят отсчет расстояния (С, СВ, ЮЮЗ и т.д.). Например, точка №4 расположена в 250 м к ЮЮВ от южной окраины деревни Ромашково. После адреса точки записываются элемент рельефа, в пределах которого взята точка комплексного описания, форма поверхности, экспозиция (для склонов), степень расчлененности и точное положение точки на элементе рельефа. Например, «на высоком коренном берегу пологого склона долины южной экспозиции, на высоте 12 м от уреза реки Чагинки, поверхность наклонена под углом около 1,5°».

После того как сделано описание точки и рельефа, приступают к рытью шурфа и описанию почв. Полевое описание почвы начинается с определения строения, т.е. с подразделения ее разреза на генетические горизонты и обозначения их.

Затем переходят к определению механического состава. После этого выясняют плотность почвы, наличие новообразований и включений.

Обязательно отмечается глубина залегания грунтовых вод. Если почвенным разрезом вода не вскрыта, то записывают, до какой глубины она отсутствует. Глубина залегания грунтовой воды говорит нам о характере увлажнения почвы. В то же время необходимо указать, какой тип водного режима присущ данному участку: атмосферный, грунтовой или пойменный (ежегодно затопляемый в половодье). Глубина залегания грунтовых вод может быть определена по выходам подземных вод на поверхность и по замерам колодцев. Например, в том же дневнике читаем: «...грунтовая вода до глубины 1,50 м в шурфе не появилась. Но рядом в овраге глубиной 3 м на дне заболоченная почва, что свидетельствует о выходах грунтовых вод».

За описанием почвы и увлажнения идет описание растительности, имеющее важное значение потому, что состав растительности является индикатором определенных типов почв, и в то же время по ее состоянию можно судить об уровне плодородия почвы. Например, наличие в хвойном лесу сплошного мохового покрова указывает на заболачивание, а следовательно, и на снижение плодородия почв. Или, наоборот, преобладание в травяном покрове хвойного леса зеленых мхов (кроме кукушкина льна), распространение брусники, сомкнутый древостой и хороший подрост свидетельствуют о благоприятных лесорастительных условиях, об интенсивном развитии подзолистого процесса почвообразования.

При описании растительности на лугу закладывается ботаническая площадка. Размеры площадки равняются 10 х 10 м. Порядок записи растений в флористическом списке следующий: сначала указываются все злаки, затем бобовые, осоки, разнотравные. Внутри этих групп растения перечисляются от наиболее распространенных к менее распространенным. Важно отметить фенологическое состояние растений. Для весенней экскурсии в первую очередь: растение только вегетирует (розетка, ростки); растение выкинуло стебель, стрелку, колос, заметны первые бутоны, расцветание; полное цветение. По завершении описаний ботанической площадки определяют название растительной ассоциации. В название включаются не более трех основных элементов, причем название преобладающего растения ставится на последнее место.

Например, для луговых растительных группировок могут быть записаны следующие названия: разнотравно-осоковз-щучковая, бобово-мятликовая и т.д. Для лесных ассоциаций лучше рекомендовать не описание площадки, так как в лесу необходимо закладывать ее размером 50 х 50, а для древостоя определять породный состав и количественное соотношение отдельных пород в баллах от общей суммы десять (например, берез — 6, осин — 2, ели — 2). При описании подроста и подлеска следует помнить, что к последнему относятся кустарники (можжевельник обыкновенный, бересклет бородавчатый, лещина обыкновенная, крушина ломкая и др.) и те деревья, которые при данных почвенных условиях принимают кустарниковую форму (рябина обыкновенная, черемуха и др.). Остальные древесные породы нижних ярусов независимо от их высоты и возраста включают в подрост (сосна обыкновенная, ель европейская, береза бородавчатая и др.). К кустарниковому ярусу относят сравнительно низкорослые растения с деревянистыми стеблями: чернику, бруснику, костянику, багульник и др. Порядок описания травянистой растительности такой же, как и на лугах.

После описания растительного покрова учащиеся с помощью учителя отмечают изменения отдельных компонентов в результате хозяйственной деятельности человека, указывая тенденцию развития природных процессов. Например, для пашни отмечают состояние пахотного слоя: мощность, гумусность, структурность; для лугов — состояние травостоя: густота и высота, наличие сорных растений, закорчеванность, закуста- ренность и др. Для лесов — высоту деревьев и мощность годичных колец.

Составной частью комплексного физико-географического изучения территории могут быть наблюдения за годовым ритмом развития природы.

Задача наблюдений — изучение сезонной ритмики природных процессов, установление взаимосвязи между ними в каждый сезон и в течение всего года. Изучение проводится также методом профилирования и комплексного физико-географического описания территории. В пределах выделенных типичных ПК (в результате профилирования) — вершина водораздела, склон водораздела, днище ручья или балки, пойма и т.п. — ведутся наблюдения за происходящими в них процессами по четырем основным группам: метеорологические, гидрологические, биологические, геоморфологические. Наблюдения следует начинать осенью и проводить во время экскурсий в середине каждого месяца. Проведение наблюдений в одном и том же месте и в одно и то же время 2—3 года подряд позволит учащимся научиться сопоставлять объекты наблюдений и природные явления, находить в них сходства и различия, выяснять причины, их обусловившие.

В каждый сезон года основное внимание обращается на те процессы, которые для него наиболее характерны.

В осенний период проводятся метеорологические наблюдения. Как и во все сезоны года, они проводятся путем построения микроклиматических профилей по различным элементам поверхности и записи явлений, характеризующих данный сезон (например, заморозки на почве, туман и т.д.). Изучаются биологические процессы — второе цветение, приспособляемость растений к зимним условиям (листопад, накопление питательных веществ в корнях). Определяется подъем уровня воды в реке в связи с осенними паводками. Проводится ряд стационарных работ, позволяющих в весеннее время определить степень эрозионной деятельности вод. С этой целью устанавливаются постоянные точки — репера — в пойме реки, в верховьях оврагов.

В зимний период метеорологические наблюдения проводятся те же, что и осенью. По линии уже известного из осенних работ геоморфологического профиля прокладывается снегомерный. Определяются мощность снега и ее изменения в зависимости от рельефа и растительности. Выясняются плотность, запасы воды и температурный режим снежной толщи. Глубина сезонного промерзания грунта определяется шурфами.

Гидрологический режим реки исследуется в местах установки водомерных постов. Одновременно проводятся наблюдения за ледовым покровом и другими явлениями, свойственными зимнему режиму реки.

Весенний период характеризуется интенсивным развитием всех природных процессов. В содержание наолюдений, как и в другие сезоны года, включаются метеорологические явления. Ведутся наблюдения за развитием растений, сопоставляется ход их развития в зависимости от места произрастания: на склонах разной экспозиции, в лесу, на опушке и т.д.

На реке ранней весной отмечаются вскрытие льда, ледоход и половодье. Определяется глубина оттаивания почвы, фиксируются явления солифлюкции, образования нивальных ниш. По установленным с осени реперам определяется рост оврагов, размыв и подмыв берегов рек.

Летом продолжаются наблюдения за всеми объектами и явлениями.

Выполнение этого задания позволяет учителю организовать краеведческую работу для решения задач местного хозяйствен ного строительства (определение запасов влаги, снегозадержания, развития эрозионных процессов, гидрологический режим вод и т.д.)

На основании данных, полученных компасной съемкой, выполняется топографический план местности. Основное внимание уделяется составлению комплексных профилей. На профиль наносятся рельеф в соответствующих горизонтальном и вертикальном масштабах, геологическое строение, характер почв, растительность с выделением границ растительных сообществ, указываются места заложения почвенных разрезов и ботанических площадок. Под профилем помещается плановая полоса с границами природных комплексов, указываются масштабы и условные знаки.

При наличии нескольких комплексных профилей, заложенных в разных направлениях через рядом расположенные уро чища, возможно получить данные для составления ландшафт ной карты изучаемой территории.

Материалы, полученные в результате полевых исследований, служат основой для создания отдела природы краеведческого уголка (или музея) школы.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)