Беседа на уроке

Беседа на уроке

Рубрика: по истории
Метки:
При подготовке к проведению беседы на уроке учитель намечает и формулирует не только основные, но и вспомогательные вопросы.

Так, для беседы по разбору материала о крестьянской войне 1773—1775 гг. в России учитель наметит в качестве одного из основных вопрос о причинах поражения этого восстания. В своих высказываниях по этому вопросу учащиеся могут и упустить такой, например, момент, как отсутствие необходимой воинской организации и дисциплины, плохое вооружение. Необходимо поэтому заранее предусмотреть ряд вопросов, направляющих анализ и обсуждение фактов, изложенных учителем: чем объяснить, что при столкновении с царскими войсками восставшие крестьяне обычно терпели поражение? Разве войска обладали численным перевесом? В чем заключались преимущества царских войск над восставшими крестьянами?

Эти вспомогательные вопросы используются в беседе лишь в случае надобности, чтобы облегчить учащимся решение основного вопроса. Вначале ставим первый вспомогательный вопрос более общего характера. Если его недостаточно, ставим второй, имеющий в большей мере значение наводящего, и, наконец, третий, требующий прямого, конкретного ответа.

При подготовке беседы необходимо продумать соотношение общих и частных вопросов. Как лучше вести обсуждение — путем индукции, идя через решение частных вопросов к постановке общей проблемы, или, наоборот, поставив общий вопрос, помогать его решению путем расчленения проблемы и постановки вспомогательных, частных вопросов?

Разумеется, не может быть общего правила, годного на все случаи практической работы на уроках истории: тот или иной способ проведения беседы зависит от содержания вопроса, от подготовленности класса, от возрастных различий между учащимися 5-6 и 7-9 классов. Однако нельзя не отметить, что постановка дробных, частных вопросов чаще необходима в 5-6 классах, где мы шаг за шагом учим школьников разбираться в исторических фактах и в ходе беседы подводим их к посильным эмпирическим обобщениям частного характера. В 8-9 классах такой способ ведения беседы уступает место более сложным формам работы.

В старших, 10-11, классах необходимо приучать учащихся к постановке и решению более общих вопросов проблемного характера, к выводам и обобщениям, раскрывающим закономерности исторического процесса. Только такая беседа может увлечь старшего школьника, удовлетворяя его потребности в обобщениях и формируя его мировоззрение. А частные вопросы следует ставить в ходе обсуждения в том случае, когда они могут помочь решению ведущего вопроса. Иначе мы рискуем размельчить беседу по частным вопросам, свести ее к примитивной вопросо-ответной форме, преобладание которой в старших классах было бы уже ненужным школярством. Во всех приведенных выше примерах беседы учитель начинал ее с постановки общего вопроса.

Идет ли речь о развернутом обсуждении изложенного материала или о введении элементов обсуждения в ходе рассказа учителя, беседа всегда начинается постановкой вопроса перед всем классом. Затем наступает пауза — несколько мгновений для раздумывания. Вот поднялась одна, две руки. Не торопитесь вызывать самых активных: пусть подумают остальные. Поднялось еще несколько рук. Кому же дать первое слово? Лишь изредка, когда уж очень скуп бюджет времени на уроке, а вопрос труден, мы начнем с выступления сильного ученика. После него мало кто рискнет выступить: так полно и убедительно он осветил поставленный вопрос. Обсуждение может и остановиться на этом. Лучше дадим слово среднему ученику. После него многие выступят с уточнениями, дополнениями и даже возражениями. А ведь так важно с самого начала возбудить активность класса. Но обратим внимание и на тех, кто не поднимает руки. Это далеко не всегда от незнания, чаще от скромности, от робости, от нежелания «выставляться». Время от времени постараемся потревожить и таких «молчальников». Они нередко высказываются очень дельно, очень основательно, хотя и кратко. Похвалим их: в следующий раз они активнее и смелее включатся в беседу.

Комментировать

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)